Казахстан направит кашаганскую нефть в Китай после удара по КТК

Казахстан принял решение о поставках нефти в Китай в ответ на снижение объемов перевалки на черноморском терминале КТК после атаки украинских беспилотных катеров, в результате которой пострадало одно из трех выносных причальных устройств (ВПУ-2).
Министерство энергетики Казахстана не дало оперативного ответа на вопрос о новых поставках в Китай, однако подтвердило, что активно ищет альтернативные экспортные маршруты. В ведомстве отметили, что инцидент на терминале КТК не привел к полной остановке экспорта, и в настоящее время идет работа по перераспределению объемов нефти совместно с добывающими компаниями. «Активизировано использование альтернативных экспортных маршрутов», — указано в ответе министерства на запрос Reuters.
Позже Ерлан Аккенженов, министр энергетики Казахстана, отметил, что экспорт нефти с Кашагана через казахстанско-китайский нефтепровод в Китай выглядит как логичный шаг для развития углеводородного экспорта.
«Это не неожиданность, поскольку существует действующий маршрут (казахстанско-китайский нефтепровод). Если акционеры хотят отправлять нефть в Китай и это технически возможно, то это вполне оправдано», — заявил он журналистам на заседании совета нефтегазовой ассоциации KAZENERGY, как сообщает «Курсив».
Он также добавил, что альтернативные маршруты не смогут полностью компенсировать объемы, которые сейчас экспортируются через КТК, который пропускает 65 миллионов тонн нефти в год.
В качестве возможного альтернативного варианта министр упомянул экспорт нефти через порт Актау с последующей транспортировкой по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (Азербайджан-Грузия-Турция) или через российский порт Махачкала, используя нефтепровод Атырау-Самара и далее через порты Черного и Балтийского морей.
Глава Минэнерго подчеркнул, что ответственность за сохранность нефтетранспортной инфраструктуры лежит на стране, где она расположена. В случае с Казахстаном это, по его словам, означает, что ответственность возлагается на казахстанскую сторону.
Нефтепровод Атасу-Алашанькоу протянулся от Казахстана до района Синьцзян в Китае и в основном используется для транспортировки нефти с других месторождений.
В среднем через Атасу-Алашанькоу экспортируется 85-86 тысяч тонн нефти ежемесячно, и этот объем может быть увеличен благодаря дополнительным поставкам. Казахстан планирует отгрузить 1 миллион тонн по этому маршруту в 2025 году, что ниже показателя в 1,2 миллиона тонн в 2024 году. Согласно источникам, в первые десять месяцев 2025 года в Китай было экспортировано 0,858 миллиона тонн.
Морская инфраструктура КТК в Новороссийске 29 ноября подверглась атаке с использованием украинских беспилотников. В результате один из выносных причальных узлов получил значительные повреждения и временно прекратил работу.
Эксперты нефтегазовой отрасли начали анализировать возможности перенаправления экспортных потоков нефти КТК на альтернативные маршруты после этого инцидента.
В настоящее время одно из трех выносных причальных устройств терминала повреждено, второе находится на ремонте, и только третье функционирует. Чтобы минимизировать последствия атаки и предотвратить снижение добычи на крупных месторождениях, министерство энергетики оперативно начало реализацию плана по диверсификации экспортных маршрутов и перераспределению объемов нефти.
Читайте также:
