Почему Кыргызстан выбрал евробонды вместо традиционных западных кредитов?

Кыргызстан выпустил свои первые суверенные еврооблигации на сумму в $700 миллионов с процентной ставкой 7,75% на срок пять лет. Хотя сделка выглядит как исторический успех, она может привести к новому, опасному этапу зависимости от внешнего финансирования.
Размещение еврооблигаций привлекло внимание более ста международных инвесторов, включая фонды из США, Великобритании, Европы и Азии. На первый взгляд, все выглядит благоприятно, однако такие заимствования обычно осуществляются на более длительные сроки и с гораздо более низкими ставками. Почему Кыргызстан принял такие условия, и что это на самом деле означает?
Бакыт Бакетаев, эксперт в области финансов, объясняет ситуацию несколькими факторами. Он подчеркивает, что привлекательные условия западных льготных кредитов часто сопровождаются политическими и экономическими ограничениями, которые делают их менее выгодными на практике.
"Стандартно 10% средств уходит на консультантов. Европейский банк реконструкции и развития предоставляет так называемые связанные кредиты, которые требуют соблюдения определенных условий, таких как свобода слова и права ЛГБТ. Это уже не только экономика, но и идеология. Китайский Эксимбанк предлагает другой подход, но требует, чтобы кредиты использовались для закупки китайских технологий и рабочей силы. Формально ставка низкая, но на практике значительная часть средств возвращается в Китай через контракты с их компаниями", - поясняет Бакетаев.
В отличие от этого, еврооблигации предоставляют большую свободу. Кыргызстан может использовать привлеченные средства по своему усмотрению, выбирать подрядчиков и управлять проектами, что дает больше гибкости.
"Кроме того, еврооблигации служат символом статуса. Это похоже на смокинг в гардеробе: он не обязателен, но его наличие подчеркивает уровень. Страны сначала регистрируются в международных организациях, а затем выходят на внешние рынки капитала. Но не все страны могут выпускать еврооблигации. Это своего рода признание экономической зрелости и стабильности. Инвесторы оценивают рост ВВП, фискальную дисциплину и макроэкономическую устойчивость, и только затем разрешают выпуск еврооблигаций. Это важно как для финансирования, так и для имиджа страны. Например, Узбекистан выпустил свои еврооблигации, которые оказались дешевле турецких, что свидетельствует о высоком уровне доверия со стороны международных инвесторов. Наши еврооблигации практически на одном уровне с узбекскими (у них 7,5%)", - добавляет он.
Бакетаев также подчеркивает, что на глобальном финансовом рынке важен адрес: если ты с Уолл-стрит, это сразу вызывает доверие. Потоки капитала сильно зависят от субъективных факторов.
"Финансовые инструменты, такие как еврооблигации, служат индикатором экономического состояния страны. Они помогают международным институтам оценить степень финансовой независимости. В СНГ такие инструменты применяются редко. В целом, я считаю, что факт выпуска еврооблигаций является позитивным сигналом для рынка. Однако у каждого займа есть свои риски — ставки волатильны и могут меняться", - заключает Бакыт Бакетаев.
Также важно отметить, что размещение еврооблигаций не просто увеличивает внешний долг, но и закрепляет за Кыргызстаном статус страны, финансовая архитектура которой формируется не в Бишкеке, а за пределами. Это означает, что внешние кредиторы получают доступ к нашему бюджету, а долги выплачиваются из заработанных республикой средств. Кроме того, иностранные "инвесторы" могут влиять на распределение привлеченных средств, начиная от назначения подрядчиков и закупки консультационных услуг до расстановки идеологических приоритетов.
Степень этого влияния можно оценить по объему государственного долга. К началу 2025 года он достигнет $6 миллиардов, из которых $4,5 миллиарда — внешние заимствования, и к концу года добавится еще $1,7 миллиарда. В 2024 году республика потратила $400 миллионов на обслуживание внешнего долга, а в 2025-м эта сумма, по прогнозам, превысит $500 миллионов. Таким образом, каждый седьмой доллар в бюджете уходит не на дороги, школы или медицину, а на погашение процентов и основной суммы долгов. При этом кредиторы не являются благотворительными фондами, а представляют структуры с собственными интересами.
Ключевыми кредиторами Кыргызстана являются МВФ и Всемирный банк. В прошлом году Всемирный банк увеличил свою долю в структуре долга Кыргызстана на 7% до $767 миллионов, и теперь претендует на главную роль в проекте Камбаратинской ГЭС-1. Несмотря на то что Россия оценивает строительство в $4 миллиарда, Всемирный банк закладывает сумму в $5-6 миллиардов и настаивает на том, чтобы строительство велось исключительно за счет западных кредитов.
Западные аналитики также признают, что высокий уровень закредитованности негативно сказывается на населении. Люди сокращают потребление, переходят в теневой сектор, чтобы избегать налогов.
В этом контексте любой прозападный кредит, даже самый выгодный или престижный с точки зрения имиджа, больше напоминает перераспределение, которое может привести к утрате контроля над стратегическими отраслями, усилению внешнего влияния и постепенной утрате суверенитета.
Тем не менее, у страны есть альтернатива. Российско-Кыргызский Фонд развития предлагает долгосрочные кредиты в национальной валюте под 10% годовых. Для проектов, одобренных в рамках ЕАЭС, ставка может снижаться до 1% за счет субсидирования ключевой ставки Нацбанка. В отличие от западных кредитов, эти средства направляются в реальный сектор — на поддержку предпринимателей, агропромышленного комплекса и инфраструктуры.
Кыргызстан сегодня стоит перед выбором. Один путь — это кредиты, вызывающие одобрение финансовых рынков и рост макроэкономических показателей на бумаге. Второй — более сложный, но суверенный путь сотрудничества с теми, кто не выдвигает дополнительных условий. Важно сейчас, как никогда, понимать, что не каждый кредит — это развитие, и не каждый инвестор — это партнер.
Обсудим?
Смотрите также: