Главные новости » Экономика » Кто ответит за растраты в ОАО "Аэропорты Кыргызстана"?
Экономика

Кто ответит за растраты в ОАО "Аэропорты Кыргызстана"?

337
Кто ответит за растраты в ОАО "Аэропорты Кыргызстана"?


В 2023 году правительство Кыргызстана заявило о планах по развитию транспортной инфраструктуры и превращению страны в авиационный хаб региона. ОАО "Аэропорты Кыргызстана", отвечающее за управление всеми гражданскими аэропортами, должно было сыграть ключевую роль в этом процессе. Однако спустя полтора года результаты вызывают серьезные опасения. Аудит, проведенный Счетной палатой, показал, что в период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2024 года в деятельности компании были выявлены финансовые и управленческие нарушения на сумму более 794 миллионов сомов. Эти нарушения касаются не только технических недочетов, но и системных проблем, среди которых:
- необоснованные выплаты сотрудникам — 543,8 млн сомов,
- списание активов без соответствующих документов — 211,4 млн сомов,
- завышение стоимости строительно-монтажных работ — почти 6 млн сомов,
- нарушения в учете дебиторской задолженности и использование имущества не по назначению.
В свете таких значительных финансовых нарушений, которые можно сопоставить с бюджетом нескольких районов, возникает резонный вопрос: кто понесет ответственность за эти действия? В прошлом в случае с мелкими суммами некоторых высокопоставленных чиновников уже привлекали к ответственности, а здесь речь идет о почти 800 миллионах сомов.
С момента назначения Манаса Самидинова на пост руководителя предприятия в 2022 году он позиционировал себя как кризис-менеджер. Однако если и есть кризис, который он действительно может контролировать, так это кризис доверия к руководству компании. В первом квартале текущего года прибыль ОАО "Аэропорты Кыргызстана" упала более чем в два раза: с 1,51 млрд до 662 млн сомов, а прибыль на акцию (EPS) сократилась с 54,3 до 18,6 сомов. При этом затраты продолжают расти, что руководство связывает с реализацией инвестиционной программы и запуском новой авиакомпании Asman Airlines. Однако инвестиции требуют доверия, как со стороны граждан, так и со стороны инвесторов, а его в данной ситуации явно не хватает.
Символ управленческой неэффективности

Ярким примером сложившейся ситуации стала история с забором в аэропорту Иссык-Куль (Тамчы). Стена из пескоблоков, возведенная в рамках модернизации, дважды рухнула под воздействием обычного иссыккульского ветра — в марте 2023 года и в феврале 2024 года. Это не были природные катастрофы, а обычные погодные условия. Кто несет ответственность за технический надзор? Проще всего обвинять управление по делам президента, но почему после первого инцидента не были приняты меры? Какова судьба подрядчика? Ответы на эти вопросы остаются либо неопределенными, либо отсутствуют. Сам глава предприятия также предпочел не комментировать ситуацию, что подчеркивает стиль управления — молчание вместо действий.
В свете этих событий можно сомневаться в правомерности утверждений о Самидинове как о кризис-менеджере. Кризис-менеджер — это не тот, кто наблюдает за падением показателей и списывает все на внешние факторы. Это тот, кто принимает меры, берет на себя ответственность и работает на результат. В случае с ОАО "Аэропорты Кыргызстана" наблюдается обратное: увеличенные зарплаты, необоснованные затраты, неэффективное использование ресурсов и рост капитала, но без реального экономического эффекта. Это приводит к выводу, что финансовые показатели компании растут только на бумаге, в то время как реальная эффективность управления снижается.
Что будет дальше?

Счетная палата планирует передать результаты аудита в правоохранительные органы. Если антикоррупционная политика будет реализована последовательно, то в ближайшее время может быть возбуждено уголовное дело против руководства компании.
В трудные времена действительно необходимы кризис-менеджеры, но не те, кто создает видимость активности, а те, кто умеет эффективно перераспределять ресурсы, наладить контроль, остановить утечки и обеспечить рост даже в условиях ограниченного бюджета. К сожалению, текущие руководители ОАО "Аэропорты Кыргызстана" пока не демонстрируют таких качеств.
P.S. Если сегодня миллионы исчезают с молчаливого согласия руководства, завтра может исчезнуть и перспектива авиационного будущего Кыргызстана.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт topnews.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК