Японский чай матча: спрос увеличивается, запасы кончаются, цены растут
Социальные сети играют ключевую роль в увеличении популярности матчи: блогеры делятся рецептами и советами по завариванию, а хэштег #MatchaTok стал настоящим хитом, собрав десятки миллионов просмотров.
Также на рост интереса повлиял туристический бум в Японии, который последовал после пандемии: ослабление иены сделало страну привлекательной для путешественников и увеличило спрос на японские продукты.
Импортёр чая из США, Лорен Первис, отметила в беседе с "Би-би-си", что её клиенты распродают месячные запасы матчи всего за несколько дней.
По её словам, "некоторые кафе запрашивают до килограмма в день, и они отчаянно пытаются угнаться за спросом", управляя Mizuba Tea Co.
Тем не менее, резкий всплеск интереса, усугублённый плохими урожаями и американскими тарифами, ведёт к увеличению цен на матчу.
Матча производится из тенча — особого сорта чая. Листья собираются, сушатся и измельчаются в порошок на каменных жерновах, которые производят лишь 40 граммов матчи в час.
Однако конъюнктура на рынке изменилась: рекордная жара негативно сказалась на урожайности.
В префектуре Киото, где производится около 25% всего тенча в Японии, высокие температуры привели к значительному снижению урожая, совпавшему с ростом спроса.
К тому же, нехватка фермеров усугубляет ситуацию: население стареет, а молодёжь всё реже выбирает сельское хозяйство как профессию.
В Удзи, известном городке, производящем матчу, туристы сметают товар с полок в момент открытия магазинов.
В результате, многие ритейлеры ввели ограничения на количество матчи, которое можно приобрести. Например, компания Camellia Tea Ceremony в Киото позволяет покупать только одну банку на человека, поскольку количество посетителей за последний год удвоилось, сообщает директор Ацуко Мори.
Мастер чайной церемонии Риэ Такада из сети Chazen в Токио заявила, что теперь ей нужно внимательно следить за запасами: если раньше поставки занимали пару дней, то теперь этот процесс затягивается на неделю.
В её заведениях цены на матчу увеличились примерно на 30% в этом году.
Такада отметила, что "это хорошо, что растёт спрос, потому что это открывает людям доступ к японской культуре".
В связи с этим интересом появляются и новые производители: по данным японского Министерства сельского хозяйства, объёмы производства матчи с 2010 по 2023 год почти утроились.
Экспорт зеленого чая, включая матчу, вырос на 25% в прошлом году и составил 36,4 миллиарда иен (£180 миллионов, $250 миллионов).
Использование матчи в кулинарии
Популярность матчи также инициировала движение за более осознанное потребление.Некоторые критики указывают на скупщиков, которые наживаются на популярности чая, тогда как другие призывают любителей матчи более бережно относиться к своему потреблению и наслаждаться ею в чистом виде.
По мнению Ацуко Мори, "немного грустно" наблюдать, как высококачественная матча используется в кулинарии, где её тонкий вкус может потеряться, или продаётся для перепродажи.
Она подчеркивает, что "матча - это высший сорт чая, и он очень особенный для нас".
Глобальная ассоциация японского чая призывает использовать матчу более низкого качества, собранную с поздних урожаев, так как она более доступна и лучше подходит для кулинарии.
Высококачественная матча может терять свой изысканный вкус в напитках, таких как латте.
Ассоциация отмечает, что повышение осведомлённости о таких различиях поможет сохранить уважение к японскому чаю и поддержать традиции его производства.
Вместе с тем, цены на матчу, вероятнее всего, продолжат расти из-за тарифов, которые США вводят относительно японских товаров.
На днях Вашингтон и Токио объявили о торговом соглашении, в рамках которого на японские товары, ввозимые в США, будет введён налог в 15%.
Дистрибьюторы матчи, такие как Лорен Первис, готовятся к последствиям. Предприниматель из Орегона сообщила, что заказы выросли более чем на 70% в начале июля, накануне заключения торгового соглашения между двумя странами.
Она отметила: "Поскольку японский чай не выращивается в США, нет никакой американской отрасли, которую нужно защищать с помощью тарифов. Мы надеемся, что осознание того, что специализированный чай должен быть освобождён от пошлин, придёт".
Несмотря на резкий рост спроса и ограниченные поставки, некоторые наблюдатели смотрят на ситуацию с осторожным оптимизмом.
Одна из сетей кафе, предлагающих матчу, считает, что цены могут снизиться в будущем, хотя и не в ближайшее время.
Масахиро Нагата, сооснователь Matcha Tokyo, сказал "Би-би-си", что "матча низкого качества сейчас продаётся по высокой цене, и мы полагаем, что это скоро станет невыгодным бизнесом".
"В данный момент наблюдается бум спроса, но мы считаем, что это немного утихнет через два-три года", - добавил он.
Обсудим?
Смотрите также: