Главные новости » Эксклюзив » 4 фактора, почему Кыргызстан выиграет от повышения цен на бензин в Казахстане
Эксклюзив

4 фактора, почему Кыргызстан выиграет от повышения цен на бензин в Казахстане

475
Сравнивая рынки нефтепродуктов Казахстана и Кыргызстана, потребители замечают, что ранее цены на бензин и дизель в Казахстане были значительно ниже, чем в Кыргызстане. Однако ситуация может измениться, так как государственное регулирование цен на топливо в Казахстане было отменено.

Издание Tazabek проанализировало, как повышение цен у соседей может сказаться на рынке Кыргызстана.

Результаты исследования выявили четыре основных фактора, которые помогут понять, как изменения цен на ГСМ в Казахстане повлияют на Кыргызстан:


Сократится контрабанда,
Бюджет получит больше доходов от акцизов и НДС,
Рынок станет более прозрачным,
Исчезнет несанкционированная уличная торговля ГСМ вдоль дорог.

Давайте рассмотрим подробнее...

Обстановка в Казахстане: Почему цены на ГСМ растут?

С февраля этого года в Казахстане началось постепенное повышение цен на бензин и автогаз. Президент Касым-Жомарт Токаев подчеркнул на заседании правительства, что тарифы должны соответствовать рыночным условиям, поскольку цены в республике слишком низкие по сравнению с другими странами СНГ.

Данная ситуация приводит к дисбалансу в экономике Казахстана.

В Казахстане действуют три крупных нефтеперерабатывающих завода: Атырауский (основан в 1945 году), Павлодарский (1978 года) и Шымкентский (1985 года). Все они работают на пределе своих возможностей и нуждаются в модернизации, но инвестиций в эту сферу не хватает.

Объемы производства топлива необходимо увеличить, так как с 2015 по 2022 год спрос на бензин в стране вырос с 4,3 до 5 миллионов тонн, а на дизель – с 4,6 до 5,5 миллионов тонн.

Тем не менее, в 2024 году переработка нефти в Казахстане уменьшилась на 0,7% по сравнению с 2023 годом. Это приводит к тому, что без повышения цен нефтяная отрасль может столкнуться с серьезным кризисом.

Почему в Казахстане цены на ГСМ были ниже, чем в других странах СНГ?

По мнению экспертов, низкие цены на ГСМ в Казахстане были следствием государственных субсидий, которые позволяли продавать нефтепродукты ниже себестоимости.

С 2008 года правительство компенсировало убытки нефтеперерабатывающих заводов за счет доходов от экспорта сырой нефти.

Для того чтобы поддерживать низкие цены на топливо, Казахстан также сдерживал стоимость сырья для НПЗ, что создавало разницу с мировыми ценами в 100 долларов за тонну нефти.

Внутри страны нефтяные компании были вынуждены продавать сырье почти в два раза дешевле, чем на экспорт, что снижало их доходы и возможности для инвестиций в добычу.

Еще одной серьезной проблемой, вызванной низкими ценами на ГСМ, стала контрабанда. Несмотря на официальный запрет на экспорт топлива, его активно вывозили в соседние страны. Это приводило к дефициту ГСМ, который приходилось покрывать за счет импорта из России, что также росло большими темпами.

Какова была цена на бензин в Казахстане?

До изменений предельная цена бензина составляла 205 тенге (что эквивалентно 36 сомам по текущему курсу) за литр, а на дизель – 295 тенге (52,1 сома за литр).

Согласно прогнозам казахстанских экспертов, в результате реформы стоимость бензина Аи-92 может вырасти до 320 тенге (56,5 сома), а дизельного топлива – до 370 тенге (65,31 сома).

Министерство энергетики Казахстана уверено, что такие изменения создадут стимулы для инвесторов, желающих вложить средства в нефтедобычу и производство.

Если ранее госрегулирование позволяло сдерживать цены на ГСМ в Казахстане, то теперь, согласно прогнозам, они могут выровняться.

Выравнивание цен: Конец контрабанде

С увеличением цен происходит выравнивание стоимости топлива с соседними странами, что исключает перекосы и контрабанду. Теперь казахстанские потребители будут платить более справедливую цену, близкую к мировым и к ценам в других странах СНГ, что приведет к экономической стабильности в регионе.

«Повышение цен на топливо в Казахстане — это необходимый шаг к рыночным условиям. Это обеспечит справедливую стоимость бензина и дизтоплива, что в свою очередь будет способствовать развитию нефтедобычи и переработки внутри страны. Это важно для привлечения инвесторов и модернизации устаревших НПЗ, что обеспечит долгосрочную стабильность и рост отрасли», - отмечает эксперт в области нефтепродуктов.

Ситуация с ГСМ в Кыргызстане

На данный момент рынок нефтепродуктов в Кыргызстане остается стабильным. Страна ежегодно потребляет не менее 1,2 миллиона тонн нефтепродуктов, которые почти полностью импортируются из России. Сегодня цены на топливо в Кыргызстане остаются ниже, чем в большинстве импортозависимых стран.

Текущая цена литра бензина колеблется от 63 до 72 сомов в зависимости от марки, а дизельное топливо стоит 71,3 сома за литр.

Цены на топливо для кыргызстанских потребителей включают акциз, НДС, налог с продаж и обязательную маркировку. Дополнительно взимается один сом с каждого литра в соответствии с законом «О дорожном фонде».

Несмотря на зависимость от импорта, местные нефтетрейдеры обеспечивают стабильные поставки нефтепродуктов на рынок.

Они несут транспортные расходы, выплачивают зарплаты сотрудникам и обеспечивают безопасную эксплуатацию АЗС и других объектов.

К тому же, они вносят значительные суммы налогов и других отчислений в бюджет, а также реализуют социальные и благотворительные проекты.

После всех расходов рентабельность крупных импортеров топлива в Кыргызстане не превышает 2%, в то время как в других странах она достигает 12%.

Низкие цены на топливо являются результатом партнерства Кыргызстана с Россией.

Россия поставляет топливо без экспортной пошлины благодаря соглашению об индикативном балансе.

Таким образом, Кыргызстан не зависит от Казахстана в вопросах поставок нефтепродуктов. Повышение цен у соседей не окажет влияния на наш рынок.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт topnews.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК