Главные новости » Эксклюзив » Казахстан не может контролировать «Хоргос» из-за ограничений со стороны Китая
Эксклюзив

Казахстан не может контролировать «Хоргос» из-за ограничений со стороны Китая

432
Казахстан не может контролировать «Хоргос» из-за ограничений со стороны Китая

Министерство торговли РК и Комитет государственных доходов министерства финансов попытались объяснить редакции Exclusive.kz постоянные расхождения в статистике внешней торговли с Китаем и меры, принимаемые для борьбы с контрабандой на «Хоргосе». Однако эти вопросы оказались настолько сложными, что КГД продлил срок ответа и привлечённые специалисты не смогли предоставить ясных разъяснений.


Как уже упоминалось ранее в других материалах, несмотря на растущий товарооборот между Казахстаном и Китаем, продолжается проблема расхождений в цифрах. По данным Министерства торговли, разница между статистикой Китая и Казахстана в 2024 году составила около 14 миллиардов долларов. Это не новость — такие расхождения фиксируются на протяжении нескольких лет, но до сих пор нет ясности, кто должен следить за данной ситуацией.

Государственные органы настаивают, что проблема носит методологический характер.

В Министерстве торговли поясняют, что различия связаны с использованием разных методов учета: «согласно методике ООН, импорт фиксируется по стране-производителю, а экспорт — по стране назначения». Таким образом, если товар проходит через Казахстан транзитом из Китая, он учитывается в китайской статистике как экспорт в Казахстан, но в казахстанской отчетности не появляется.

КГД также утверждает, что «часть товаров из Китая, которые проходят транзитом через Казахстан в третьи страны, отражается в статистике КНР как экспорт в Казахстан, а в казахстанской статистике эти объемы отсутствуют».

Аналогичная ситуация наблюдается и с онлайн-заказами, экспресс-доставкой и частным ввозом электроавтомобилей. Основная часть расхождений, по данным обоих ведомств, возникает не от крупных поставок, а из розничной, электронной и физической торговли. В Министерстве торговли подчеркивают, что «товары, которые реализуются через МЦПС “Хоргос”, фиксируются в китайской статистике как экспорт в Казахстан, тогда как в Казахстане они оформляются без подачи таможенной декларации». Это приводит к тому, что большие объемы товаров попадают в китайскую статистику, но остаются незамеченными в Казахстане.

КГД указывает на международный контекст и сообщает, что подобные расхождения наблюдаются в разных странах. Например, экспорт Китая в Нидерланды превышает данные о импорте на 45 миллиардов долларов (44,7%), а в Бельгию — на 18,3 миллиарда долларов (56,3%). Также отмечаются случаи, когда данные других стран, наоборот, превышают показатели Китая, как, например, в Германии, где импорт из Китая, по данным самой Германии, на 72% выше, чем зарегистрировано в Пекине.

Таким образом, Казахстан является лишь одним из многих логистических узлов, где статистические данные не совпадают. Тем не менее, эти расхождения имеют не только аналитическое значение, но и серьезные фискальные последствия.

КГД в своем ответе акцентирует, что таможенная статистика ведется не для целей администрирования, а для анализа состояния и тенденций внешней торговли. Однако комитет также упоминает, что таможенное администрирование осуществляется на основе деклараций на экспортные товары. Проблема заключается в том, что с 2023 года Казахстан не получает доступ к такой информации.

— В целях таможенного администрирования страны-участники договоренностей обмениваются предварительной информацией по декларациям на экспорт. Однако с 2023 года КНР приостановило предоставление таких сведений, — сообщает комитет государственных доходов.

Причины этой ситуации комитет не объяснил, и в открытых источниках не удалось найти разъяснений. Это крайне важно, поскольку из-за таких ограничений Казахстан не может технически сверять, какие именно товары поступают в его сторону.

КГД подчеркивает, что, несмотря на трудности, таможенное администрирование усиливается: в 2024 году в бюджет было дополнительно поступило 54,8 миллиарда тенге, в 2023 году — 31,9 миллиарда. По словам ведомства, регулярно пересматриваются стоимостные индикаторы риска, модернизируются пункты пропуска, внедряются системы электронной очереди и новые модули в системе «Кеден». Также упоминается, что Казахстан добился установки новых досмотровых комплексов с китайской стороны, один из которых, напротив «Нур Жолы», должен начать функционировать в сентябре.

Тем не менее, ни одно из ведомств не уточняет, как сейчас осуществляется сверка статистики в отсутствие китайской экспортной информации. Министерство торговли ограничивается формулировкой «ежегодно проводятся рабочие встречи экспертов двух стран по сопоставлению таможенной статистики РК и КНР». Однако без документальных данных от Китая Казахстан не может определить, сколько средств потенциально теряется и какой объём товаров уходит в контрабанду.

Редакция также спросила у министерства торговли о предложениях антимонопольного органа относительно приватизации инфраструктуры МЦПС «Хоргос» и о выявленных фактах нарушения законодательства в данной области, о которых месяц назад сообщало издание Ratel. Ответ был кратким: «Вопрос о приватизации инфраструктуры не поступал на рассмотрение в министерство». На запрос к Министерству транспорта ответа не последовало, несмотря на интерес к их позиции относительно допустимости приватизации инфраструктурных операторов.

Кроме того, редакция интересовалась ходом реализации проекта нового Международного центра промышленной кооперации «Центральная Азия», который строится рядом с пунктами пропуска «Атамекен» (Казахстан) и «Гулистан» (Узбекистан). В ответе министерства сообщается, что для центра выделен участок площадью 50 гектаров. Проект реализуется внебюджетно: основным инвестором стало ТОО «Trans Continental Logistic GR.», которое обязалось вложить около 27 миллиардов тенге (17 миллиардов до 2026 года и ещё 10 миллиардов до 2030). В мае 2025 года начнётся первый этап — строительство административного здания и складов временного хранения.

Отмечается, что центр включён в состав СЭЗ «Туран», что «предоставит инвесторам налоговые льготы и таможенные преференции». Запуск объекта запланирован на четвёртый квартал 2026 года.

Однако, суть нашего вопроса заключалась в том, как министерство намерено избежать повторения институциональных проблем, аналогичных тем, что наблюдаются в МЦПС «Хоргос», и существует ли уже утверждённая модель контроля, фискального учёта и операционного управления будущим центром на узбекской границе, — на который остался без ответа.

Таким образом, официальные ответы ведомств лишь подтверждают наличие расхождений в статистике двух стран, снова объясняя это только «сложившимися обстоятельствами». Пока Китай не предоставляет Казахстану исходные данные, возможность оперативного контроля поставок остается ограниченной. В итоге усилия Казахстана сводятся к техническому сопровождению границы и формальному увеличению сборов, в то время как данные остаются в чужих руках и, следовательно, непрозрачными.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт topnews.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК