Главные новости » Экология » Минприроды предлагает утвердить устав госпредприятия «Эко Оператор»
Экология

Минприроды предлагает утвердить устав госпредприятия «Эко Оператор»

Министерство природных ресурсов, экологии и технического надзора инициировало процесс утверждения устава государственного предприятия «Эко Оператор».

Согласно указу президента от 19 марта 2021 года № 77, в стране определены ключевые меры по обеспечению экологической безопасности. Среди них - внедрение принципов «отходы в доходы», «загрязнитель платит», а также развитие перерабатывающих мощностей и формирование системы раздельного сбора отходов, направленных на сокращение объемов захоронения перерабатываемых отходов.

Новый закон «Об отходах производства и потребления», принятый 15 августа 2023 года под номером 181, вводит принцип расширенной ответственности производителей (РОП). Он возлагает на импортеров и местных производителей обязанность по утилизации отходов от товаров и упаковки, которые утратили потребительские свойства. Эффективная реализация РОП осуществляется через уплату утилизационного сбора или выполнение норм переработки.

С целью прозрачного администрирования утилизационного сбора и финансирования мероприятий по созданию и развитию инфраструктуры переработки отходов, а также для концентрации ресурсов и внедрения современных технологий, постановлением Кабинета министров от 9 июня 2025 года было учреждено ГП «Эко Оператор».

Это госпредприятие было назначено оператором по утилизационному сбору с рядом ключевых задач:

- управление и распределение средств утилизационного сбора;

- финансирование проектов, направленных на выполнение норм переработки и утилизации отходов;

- строительство, реконструкция и модернизация перерабатывающих мощностей;

- внедрение передовых технологий в управление отходами;

- развитие кадрового и лабораторного потенциала отрасли.

Проект приказа создаст правовую определенность в статусе предприятия, определит порядок его функционирования, закрепит цели, задачи и полномочия, что будет способствовать устойчивому развитию системы управления отходами и эффективному использованию финансовых средств утилизационного сбора.

Устав государственного предприятия «Эко Оператор» при Министерстве природных ресурсов, экологии и технического надзора КР

1. Общие положения

1. Настоящий Устав устанавливает правовые и экономические основы деятельности Государственного предприятия «Эко Оператор» при Министерстве природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики (далее – Предприятие).

2. Учредителем Предприятия является Министерство природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики (далее-Учредитель). Учредительным документом Предприятия является Устав.

3. Предприятие является подведомственным подразделением Министерства, созданным для аккумулирования финансовых средств и осуществления современных механизмов экономического регулирования в сфере обращения с отходами.

4. Предприятие действует в соответствии с Конституцией, законами и другими нормативно-правовыми актами Кыргызской Республики, а также международными договорами и настоящим Уставом.

5. Предприятие создано без ограничения срока и является юридическим лицом с момента государственной регистрации.

6. Предприятие имеет право вступать в гражданско-правовые отношения от своего имени и может выступать истцом или ответчиком в судебных органах.

7. Предприятие обладает статусом юридического лица и осуществляет оперативное управление своим имуществом.

8. Предприятие взаимодействует с государственными органами и юридическими лицами как внутри страны, так и за ее пределами.

9. Средства Предприятия аккумулируются в республиканском бюджете и имеют целевое назначение.

10. Полное наименование Предприятия включает его название на государственном и официальном языках.

– на государственном языке: Кыргыз Республикасынын Жаратылыш ресурстары, экология жана техникалык көзөмөл министрлигине караштуу “Эко Оператор” мамлекеттик ишканасы;

– на официальном языке: Государственное Предприятие «Эко Оператор» при Министерстве природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики.

Сокращенное наименование:

– на государственном языке: “Эко Оператор МИ”.

– на официальном языке: «ГП Эко Оператор».

11. Юридический адрес Предприятия: 720040, Кыргызская Республика, город Бишкек, проспект Эркиндик 2.

2. Цели, задачи и функции Предприятия

12. Основные цели Предприятия:

– обеспечение выполнения нормативов переработки отходов через сотрудничество с юридическими и физическими лицами, занимающимися переработкой.

– снижение объемов отходов в Кыргызской Республике путем внедрения эффективных систем раздельного сбора и современных технологий.

– повышение уровня переработки отходов, включая развитие инфраструктуры для вторичного использования.

13. Задачи Предприятия:

– эффективное использование средств утилизационного сбора;

– привлечение инвестиций для финансирования деятельности Предприятия;

– выделение средств для реализации проектов, соответствующих целям Предприятия;

– содействие в формировании системы раздельного сбора отходов на территории Кыргызской Республики;

– обеспечение функционирования информационных систем в сфере обращения с отходами;

– повышение прозрачности и эффективности системы утилизационного сбора.

14. Предприятие в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции:

– принимает и обрабатывает заявки для финансирования проектов;

– осуществляет контроль реализации проектов;

– ведет реестр переработчиков;

– участвует в разработке государственных программ;

– вносит предложения по улучшению законодательства;

– проводит образовательные мероприятия в сфере обращения с отходами;

– участвует в концессионных соглашениях и партнерствах;

– взаимодействует с государственными органами по вопросам своей компетенции;

­ разрабатывает и модернизирует информационные системы;

– проводит мероприятия по повышению эффективности работы с отходами;

– принимает декларации о количестве товаров, подлежащих утилизации;

– контролирует правильность расчётов утилизационного сбора;

– действует в соответствии с установленным порядком формирования и расходования средств.

3. Права и обязанности Предприятия

15. Предприятие осуществляет финансово-хозяйственную деятельность в соответствии со стратегическим планом и разрабатываемым на его основе годовым бюджетом.

16. Предприятие имеет право:

- выступать учредителем и акционером в других юридических лицах;
- выступать в качестве истца или ответчика в любом суде;

- открывать банковские счета в любой валюте;

- вносить предложения по улучшению законодательства в сфере обращения с отходами;

- поддерживать международные контакты и заключать соглашения с иностранными организациями;

- создавать филиалы и представительства;

- запрашивать информацию от государственных органов;

- иметь в собственности необходимое для деятельности имущество;

- осуществлять деятельность по строительству объектов в области обращения с отходами;

- проводить мероприятия, приносящие доходы;

- направлять прибыль на достижение целей Предприятия;

- заключать гражданско-правовые договоры.
– в установленном порядке привлекать физические лица для выполнения работ на основании трудовых договоров;

- направлять сотрудников в командировки, включая заграничные;

- быть участником объединений в форме ассоциаций и союзов;

- осуществлять образовательную деятельность в области обращения с отходами;

- привлекать специалистов для экспертизы;

- размещать временные свободные средства на депозитах;

- учреждать ведомственные награды;

- осуществлять иные права не противоречащие законодательству Кыргызской Республики.

17. Для достижения своих целей Предприятие обязано:

- исполнять обязательства по гражданско-правовым договорам;

- обеспечивать финансирование работ сотрудников в соответствии с законодательством;

- обеспечить безопасные условия труда для работников;

- представлять отчеты в уполномоченные органы и уплачивать налоги;

- обеспечивать сохранность государственного имущества;

- руководствоваться установленной стоимостью товаров и услуг.

18. Предприятие не вправе отчуждать имущество без согласия собственника.

19. Работники Предприятия обязаны сохранять тайну, даже после прекращения работы.

4. Структура и орган управления Предприятия
20. Структура органов управления Предприятия;

Исполнительный Орган- Директор;

Коллегиальный орган- Наблюдательный Совет.

21. Наблюдательный совет контролирует целевое использование средств.
Наблюдательный совет не является юридическим лицом.
Члены Наблюдательного совета работают на общественных началах.

21. Состав Наблюдательного совета формируется не менее чем из пяти человек, возглавляемых председателем на срок три года. Председатель и члены назначаются Учредителем.
22. Порядок деятельности Наблюдательного совета утверждается Учредителем.

23. Директор, назначаемый Министром природных ресурсов, экологии и технического надзора, управляет деятельностью Предприятия.

Директор несет ответственность за свою деятельность и действует на основе настоящего Устава и трудового договора с Министерством.

Директор может быть освобожден от должности Министром в случае:

- неудовлетворительной оценки по итогам годовой финансово-хозяйственной деятельности;

- невыполнения ключевых показателей;

- ненадлежащего выполнения трудового договора;

- недобросовестных действий, ухудшающих показатели работы.

- по другим основаниям, предусмотренным законодательством.

Освобождение от должности влечет за собой расторжение трудового договора.

24. В Предприятии предусмотрена должность заместителя директора.

Заместитель назначается Министром по представлению директора.

Заместитель начинает выполнять обязанности после заключения трудового договора.

25. Заместитель может быть освобожден от должности в случае:
- неудовлетворительной оценки эффективности деятельности;

- невыполнения обязанностей по трудовому договору;

- по иным основаниям, предусмотренным трудовым законодательством.

Освобождение заместителя влечет за собой расторжение трудового договора.

В отсутствие директора его обязанности исполняет заместитель, определяемый приказом директора.

26. Оценка деятельности директора и заместителя входит в компетенцию Учредителя.

27. К руководящему составу Предприятия не могут относиться:

- иностранные граждане, лица без гражданства, имеющие двойное гражданство;

- лица с судимостью за преступления против собственности и коррупционные преступления;

- лица, ранее уволенные за неудовлетворительную работу;

- лица, занимающие государственные должности.

Руководящий состав не вправе заниматься предпринимательской деятельностью.

28. Директор Предприятия:

- осуществляет общее руководство деятельностью;

- вносит на утверждение Наблюдательному совету стратегический план и бюджет;

- распоряжается финансовыми средствами и имуществом;

- совершает гражданско-правовые сделки от имени Предприятия;

- организует бухгалтерский учет и отчетность;

- издает приказы и организует их выполнение;

- представляет интересы Предприятия в судах;

- утверждает локальные акты и регламенты;

- несет ответственность за финансовое состояние и учёт;

- заключает гражданско-правовые договоры;

- подписывает коллективный договор с работниками;

- устанавливает режим работы и премирования;

- в установленном порядке выдает доверенности;

- назначает и освобождает работников в соответствии с штатным расписанием;

- применяет меры поощрения и дисциплинарной ответственности;

- решает иные вопросы, связанные с деятельностью Предприятия.

29. Структура и штатное расписание утверждаются Учредителем.
30. Условия оплаты труда и премирования утверждаются директором по согласованию с Наблюдательным советом.

Предприятие обязано выполнять решения Наблюдательного совета, если они не противоречат законодательству.

31. Работники имеют доступ к информации, необходимой для выполнения служебных обязанностей, и несут ответственность за ее разглашение.

5. Финансово-хозяйственная деятельность, учет и отчетность
31. Предприятие имеет самостоятельный бюджет с установленными источниками доходов.
32. Бюджет составляет утилизационные сборы, гранты и иные финансовые средства.

33. Предприятие ежегодно разрабатывает проект бюджета и отчет о его исполнении.
Проект бюджета утверждается Наблюдательным советом, который обеспечивает исполнение утвержденного бюджета.

34. Для обеспечения прозрачности Предприятие ежеквартально публикует финансовые отчеты на своем сайте.

35. Бухгалтерский учет ведется в соответствии с Налоговым Кодексом Кыргызской Республики и другими нормативными актами.

6. Реорганизация и ликвидация Предприятия

36. Реорганизация и ликвидация Предприятия осуществляются решением Кабинета Министров или судом, в соответствии с Гражданским кодексом.

37. При ликвидации имущество используется в соответствии с Гражданским кодексом.

38. Документы, возникшие в процессе деятельности, подлежат хранению по Закону Кыргызской Республики «О Национальном архивном фонде Кыргызской Республики».

Читайте также:
Продолжая просматривать сайт topnews.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК