Авто, катализаторы и техосмотр: Глава Минприроды о работе по борьбе с загрязнением воздуха. Интервью
На мероприятии участники обсудили загрязнение воздуха, касающееся столицы и Чуйской области, а также возможные решения для этой ситуации. В форуме также приняли участие представители иностранных государств, которые поделились своим опытом в борьбе с загрязнением.
Это уже второй форум, посвященный теме транспортного загрязнения, первый проходил в феврале этого года в конце отопительного сезона.
Министр природных ресурсов, экологии и технического надзора Медер Машиев отметил, что качество воздуха в Бишкеке и Чуйской области вызывает серьезные опасения, и ведомство активно работает над этой проблемой. «Мы уже видим некоторые положительные результаты. Однако для достижения успеха необходимо обмениваться опытом с другими городами, которые добились улучшения качества воздуха. На этом форуме присутствуют представители различных институтов и научные эксперты», - добавил он.
В интервью АКИpress министр рассказал о текущем состоянии атмосферного воздуха и его загрязнении транспортом.
- Какова доля транспорта в выбросах СО2 в Бишкеке?
- Согласно исследованию Всемирного банка, проведенному три года назад, транспорт ответственен за более 30% всего загрязнения. Остальная часть связана с сжиганием угля в жилых зонах.
Мы планируем в следующем году провести новое исследование с привлечением международных экспертов, чтобы определить изменения в источниках загрязнения воздуха и утвердить протокол для дальнейших исследований с нашими местными институтами.
- Какова роль Минприроды в электрификации транспорта?
- Мы, безусловно, влияем на эту политику. На днях мы утвердили ОНУВ — национальные планы, в которых важным компонентом является энергоэффективность и зеленый транспорт. Мы взаимодействуем с государственными органами, такими как Минэнерго и Минтранс, чтобы реализовать эти мероприятия.
- Ожидается ли дефицит ГСМ, и может ли это ускорить переход на электрические автомобили?
- Хотя мы не разрабатываем политику в этой области, подобные сбои в поставках топлива действительно могут подтолкнуть людей к более быстрому переходу на альтернативные виды транспорта.
- Следует ли возобновить технический осмотр автомобилей?
- Мы считаем, что это необходимо, но для этого нужно подготовить соответствующую инфраструктуру. Реабилитация и восстановление будут занимать время, так как после отмены технического осмотра инфраструктура пришла в негодность.
- Каков средний возраст автопарка и как дела с катализаторами?
- На 2024 год в Кыргызстане зарегистрировано 1 млн 674 тыс. автомобилей, из которых 83% (1 млн 392 тыс. 737) старше 15 лет. В Бишкеке зарегистрировано 426 тыс. 946 автомобилей, и 333 тыс. 801 из них также старше 15 лет.
Более 80% нашего автопарка состоит из автомобилей, которые эксплуатируются более 15 лет. Однако за последние два года наблюдаются положительные изменения: автопарк постепенно обновляется.
Что касается катализаторов, то это серьезная проблема. У нас отсутствует культура замены катализаторов, и это нужно исправлять. Мы ведем переговоры с производителями катализаторов, включая Циндаоский университет в Китае, чтобы внедрить более доступные и эффективные решения.
В настоящее время проводятся тесты, и если они пройдут успешно, мы начнем внедрять эти технологии в нашу систему. Однако для этого сначала необходимо разработать программу действий.
- Как строительство завода по переработке отходов на территории Бишкекского полигона повлияет на загрязнение воздуха в столице?
- Это, безусловно, улучшит нашу экологическую ситуацию. Полигон был перегружен и долгое время поджигался, что негативно сказывалось на качестве воздуха. Мы потушили его несколько лет назад, и ситуация постепенно улучшается.
Если мы начнем перерабатывать мусор, это значительно уменьшит объемы отходов, и мы сможем рекультивировать старый полигон. В настоящее время уже начаты предварительные работы по его рекультивации, и мы внимательно следим за процессом строительства завода.
Согласно результатам экологической экспертизы, проект получает положительные оценки. В ближайшее время мы планируем посетить завод. Мэр города вместе с сотрудниками мэрии уже ознакомился с аналогичным предприятием в Китае. У этой компании есть несколько инновационных заводов, и на основе их проектов мы уверены в безопасности нашего будущего завода.
Читайте также:
