Главные новости » Общество » Сколько еще простоят переданные в регионы троллейбусы и при чем тут ЕБРР
Общество

Сколько еще простоят переданные в регионы троллейбусы и при чем тут ЕБРР

132
Сколько еще простоят переданные в регионы троллейбусы и при чем тут ЕБРР
Передача троллейбусов из столицы Кыргызстана в три региона вызвала волну недовольства среди жителей и активистов Бишкека. На протяжении последних четырёх месяцев они обивают пороги судов, требуя возобновления троллейбусного движения в Бишкеке и оспаривая законность решения горкенеша о передаче этих экологически чистых транспортных средств.

Редакция 24.kg провела расследование, чтобы выяснить судьбу переданных троллейбусов в Оше, Нарыне и Баткене, когда их планируют вывести на маршруты и как скандал с передачей транспорта может повлиять на репутацию ЕБРР.


Троллейбусы стоят без дела

Троллейбусы, отправленные в Ош, уже почти полгода не используются и находятся на окраине города. Это подтверждают видео, размещенные пользователем Facebook Гульмирой Тыналиевой, которая нашла эти машины на базе дочерней компании «Кыргызиндустрии» - «Кыргызчеттранс-Ош».






В пресс-службе мэрии Оша сообщили, что из 100 переданных троллейбусов в город поступило 74. В дальнейшем они будут использоваться для обслуживания микрорайонов «Ак-Тилек», «Анар» и «Западный», но для этого необходимо утвердить бюджет и построить новую линию.

«В Оше сейчас функционируют две троллейбусные линии. Для запуска троллейбусов из Бишкека требуется строительство третьей линии. Если её удастся возвести, в городе появится кольцевой маршрут. Работы по установке сетей начнутся после утверждения бюджета», - отметили в мэрии.

В Нарыне находятся восемь троллейбусов, но они не выходят на маршруты из-за реконструкции главной дороги. Работы по расширению улицы запланированы до осени 2025 года, и ожидается доставка ещё шести троллейбусов из столицы.

В Баткене изначально не было троллейбусного движения, и, соответственно, отсутствовала необходимая инфраструктура. В настоящее время начаты работы по созданию условий для функционирования троллейбусов. Специалисты уже провели топографическую съемку и планируют прокладку троллейбусных линий.


Фото пресс-службы мэрии. В Баткене никогда не было троллейбусного движения


В мэрии Баткена сообщили, что для доставки десяти троллейбусов из Бишкека выделят средства из местного бюджета, после чего будет объявлен тендер. Сроки прибытия троллейбусов в город пока неизвестны.


Новые затраты на запуск троллейбусов

Активистка Бермет Борубаева отметила, что в Оше уже есть две троллейбусные линии, полностью обеспеченные новыми троллейбусами, приобретёнными за счёт кредита, полученного в 2018 году. В 2022 году власти города снова взяли кредит на новые троллейбусы.

«Даже если будет построена новая третья линия длиной 6,3 километра, для её обслуживания потребуется около 180 километров контактной сети и 100 троллейбусов, которые мы забираем из Бишкека. Нет оснований для передачи столичных активов, это только приведёт к убыткам для города и ухудшению здоровья граждан. На строительство новых троллейбусных линий в 210 километров потребуется 111 миллионов долларов, не считая 19 подстанций и депо. При этом троллейбусы закупались по 170 тысяч долларов каждый, и 50 из них были приобретены всего 7-8 лет назад, что является неэффективным использованием ресурсов», - подчеркнула Борубаева.


Читайте по теме
Троллейбусы уходят из Бишкека, но остаются пробки и проблемы с транспортом

Кроме того, по её словам, доставка троллейбусов в Ош обойдётся в 400 тысяч долларов, так как их необходимо перевозить на фурах, и эти расходы лягут дополнительным бременем на бюджет города.

Депутат Жогорку Кенеша Дастан Бекешев заявил, что изначально выступал против передачи троллейбусов.


Наши города зависят от субсидий и не смогут долго содержать троллейбусные линии. Они будут обращаться за помощью в республиканский бюджет. Какой смысл было тратить такие деньги, если всё равно придётся их тратить снова?
Дастан Бекешев


Жители недовольны действиями властей

Бермет Борубаева акцентирует внимание на том, что несмотря на негативные факторы, такие как пробки и высокий уровень загрязнения воздуха, Бишкекское троллейбусное управление продолжает демонтаж троллейбусных линий, игнорируя обращения и протесты горожан, а также иски в прокуратуру и суд.

Жители столицы подали два иска с требованиями:

1. Признать незаконным демонтаж троллейбусной сети. Первое судебное решение (Административный суд Бишкека) отклонило требования, жалоба подана в апелляцию.

2. Отменить постановление № 152 «О даче согласия на безвозмездное отчуждение пассажирских троллейбусов в государственную собственность».

Активистка также напомнила, что в рамках проекта Европейского банка реконструкции и развития для Бишкека были закуплены 130 троллейбусов, но с ноября 2024 года этот вид транспорта будет недоступен для горожан.


Читайте по теме
Оставшиеся в Бишкеке троллейбусы хотят переделать в электробусы

«Кредит, взятый на деньги бишкекчан, выплачивается, а теперь мы не можем пользоваться тем, что было куплено. На что ушло 23,4 миллиона долларов? Почему услуги троллейбусного управления отсутствуют? У них на балансе есть троллейбусы, приобретённые за народные деньги, и это возмутительно, что мы не можем пользоваться этим транспортом!» - возмущается она.


64 новых троллейбуса остались в Бишкеке, но мэрия не пускает их на линии.







Борубаева отметила, что кредитное соглашение с ЕБРР и его продление были ратифицированы Жогорку Кенешем, что требует соответствующего контроля за целевым использованием средств.


ЕБРР не давал согласия на передачу активов, приобретённых за счёт кредита, и для утверждения постановления требовалось согласие банка-кредитора.

Активистка требует проверить, на основании каких документов осуществляется демонтаж. Она подчеркнула, что для прокладки километра троллейбусной сети необходимо 45 миллионов сомов. Учитывая, что до мая прошлого года в Бишкеке было 210 километров сети, убытки города составляют 9,5 миллиарда сомов.


Ущерб репутации ЕБРР

По словам Борубаевой, на заседании суда 22 января представитель ЕБРР попросил судью исключить организацию из судебного процесса по отмене передачи троллейбусов, ссылаясь на возможный вред репутации банка. Он заявил, что «привлечение банка к процессу без оснований может негативно сказаться на его деловой репутации».

Представитель ЕБРР объяснил своё обращение тем, что банк и Кыргызская Республика решают споры, вытекающие из кредитного соглашения, в ходе переговоров, и если стороны не достигнут соглашения, дело передаётся на рассмотрение арбитражного суда. Административный суд не имеет юрисдикции для рассмотрения вопросов, связанных с выполнением или нарушением кредитного соглашения между банком и правительством КР.


Бермет Борубаева считает, что репутация банка пострадает именно из-за того, что кредит ЕБРР на 23,4 миллиона долларов фактически потерян, и все усилия, направленные на улучшение транспортной инфраструктуры, оказались напрасными. Вопрос стоит в том, какие действия предпримет банк.


На последнем судебном заседании 31 января представители Министерства финансов и Министерства экономики также подали ходатайства о выходе из состава третьих лиц, хотя именно Минфин ранее выдал положительное заключение о том, что при передаче троллейбусов дополнительных расходов для города не возникнет, а согласно кредитному соглашению от 2015 года, ведомство является «уполномоченным представителем» «заемщика».
Фото bishkeksmog.info. Ходатайство Министерства экономики и коммерции


«Это возмутительно, что ответственные органы, которые курируют реализацию кредита, пытаются избежать ответственности и не участвуют в судебном процессе. Они утверждают, что при передаче муниципального имущества «нет их интереса», — говорит активистка.

После неудачной попытки выйти из судебного разбирательства, представитель Минфина подал новое ходатайство — о доступе к материалам дела, хотя процесс продолжается с прошлого года. Судья удовлетворила ходатайство и объявила перерыв до 27 февраля.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт topnews.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК