В Таласе женщина передала в музей верхнюю одежду, сшитую из шкур 5 волков — такую носили влиятельные люди
Зулайка рассказала, что тулуп, изготовленный из шкур пяти волков, принадлежал ее свекру, Токторалиеву Улушбаю, который родился в 1901 году и прожил до 96 лет. Его жена, Айсулуу, родившаяся в 1907 году, также оставила свой след в истории, передав «чачпак» своей невестке, ныне 84-летней Зулайке.
Сама Зулайка, глубоко уважая семейные традиции, решила передать эту уникальную одежду в музей, чтобы сохранить их для будущих поколений. В ответ музейная администрация выразила ей благодарность за этот важный шаг по сохранению культурного наследия.
«Чачпак» представляет собой изысканное украшение для волос, которое прикрепляется к двум косичкам и имеет множество разновидностей. Это изделие подчеркивало красоту женщин, включая как молоденьких, так и женщин средних лет, добавляя им грации.
Этим словом, «чачпак», обозначается традиционное украшение, корни которого уходят в древнетюркский язык. «Чач» переводится как «волосы», а «пак» или «баг» — как «украшение». С течением времени термин «чач боо» (украшение для волос) трансформировался в современное «чачпак». Эти украшения носили не только невесты, но и пожилые женщины.
Структура «чачпака» состоит из трех элементов:
1. Верхняя часть – крепится к волосам.
2. Средняя часть – содержит декоративные элементы.
3. Нижняя часть (чачык) – украшена подвесками.
Изготовление «чачпака» отличается у разных народов, и его нижняя часть обычно декорируется кисточками, которые делают из шелка или скрученных шерстяных нитей.
«Келенкер чачпак» — это вариант, который традиционно носили молодые невесты и женщины среднего возраста. Он состоит из серебряных монет разных форм, соединенных кольцами, и дополнен шелковыми кисточками. «Чачпак» также находит упоминание в эпосе «Манас»:
«Келеңкер чачпак, кең соору, келбети нурдун кызындай, узун бойлуу жал-жал көз, чачпагына карасаң, май сооруда жаркылдайт, балтыркандай солкулдайт».
Что касается «карышкыр ичик», это традиционная одежда, сделанная из волчьей шкуры. Внешняя сторона может быть выполнена из разных тканей, тогда как внутренняя сторона всегда из волка. Важно, чтобы шкура волка подходила по размеру к человеку, который будет носить эту одежду. При правильном оформлении воротника и рукавов «ичик» выглядит стильно и элегантно. Эта одежда служила не только для красоты, но и имела ритуальное значение.
Существует поверье, что кыргызские пастухи гадали на волчьих сухожилиях в случае кражи скота. «Ичик» носили только знатные и влиятельные люди, такие как ханы и манапы, а также опытные охотники.
Примером служит эпизод из романа Т. Касымбекова «Кел кел», в котором Мадамин бек, Шермат бий и Энвер-паша преподнесли «ичик» Михаилу Фрунзе, когда тот посетил кыргызов.
Некоторые народные поверья утверждают, что волчья желчь, когти и кости использовались как лекарства от «бөрү жатыш» (паралич). Таким образом, «ичик» из волчьей шкуры служил оберегом от злых духов и проклятий.
Обсудим?
Смотрите также: