Геннадий Петров: Оркестр - это моя жизнь и судьба
Петров, который выпустился из Ленинградской академической консерватории, с 1969 года является частью оркестра, практически с момента его создания. Коллеги описывают его как высококлассного профессионала, виртуозно исполняющего произведения как кыргызских, так и всемирно известных классиков. Он активно участвует в крупных концертных мероприятиях, представляя музыкальную культуру Кыргызстана как на родине, так и за пределами страны. Многие его ученики стали талантливыми валторнистами, продолжающими свою музыкальную и педагогическую деятельность.
- Я счастлив, что дожил до времени, когда в нашей стране меняется отношение к культуре, особенно к музыке. Благодаря президенту Садыру Жапарову наш оркестр получил новые инструменты, которые не обновлялись с 1974 года. Президент посетил нашу репетицию, оценил состояние наших инструментов и пообещал помочь. Как говорится, слово сдержал! Теперь я играю на новой валторне, и это приносит мне гордость, - поделился Геннадий в интервью vb.kg накануне своего юбилея, демонстрируя инструмент.
Как вы стали музыкантом?
- Музыка — это моя судьба. Почти семь десятилетий, за исключением двух лет, я живу с ней, как с родной. Всю свою жизнь с 12 лет я играю и учусь. Начинал в Эстонии, а потом судьба привела меня в Кыргызстан, где я встретил свою любовь и создал семью. С 1970 года я выступаю в оркестре имени А. Джумахматова. Маэстро Асанхан Джумахматов был для нас как отец — он был истинным профессионалом и очень человечным человеком.
Помню, когда он руководил оркестром, в нем было 103 музыканта; сейчас нас на три десятка меньше. В последнее время к нашему оркестру присоединились новые профессиональные музыканты, и это улучшило качество звучания. Наши духовые инструменты, включая валторну, являются сердцем и дыханием оркестра. Важно поддерживать форму, чтобы синхронизироваться с дирижером.
- Честно говоря, не знаю, как я, выпускник 1964 года эстонской музыкальной школы, стал валторнистом! Однако я ни разу не пожалел об этом. Валторна — уникальный и один из самых сложных инструментов. Она произошла от охотничьего сигнального рога и появилась в оркестре в XVII веке, использовалась в классической и барочной музыке, включая произведения Баха, Моцарта и Бетховена. Мы с валторной стали неразлучны (смеется).
[b]А как насчет лета? Можете ли вы отдохнуть и оставить занятия на время?
- Нет, это невозможно. Я не могу себе этого позволить, ведь, как и любой музыкант, могу потерять форму, и валторна мне этого не простит. Летом я уединяюсь на природе, работаю на даче, но каждый день занимаюсь, тренируя легкие и губы. Я делаю это с удовольствием, потому что для меня оркестр — это не просто работа, а вся моя жизнь и судьба.
Кто обычно приходит на концерты?
- Разные люди, есть и случайные зрители. Если им нравится, они остаются, если нет — уходят. В других странах на концертах можно встретить настоящих ценителей музыки, которые сидят до конца.
В классической музыке много философии и трагедий, которые ещё не осознаны зрителями. Мы, оркестранты, не раз замечали, что музыку понимают везде, даже в самых удаленных уголках республики. Когда мы выступаем там, зрители проявляют удивление и интерес, делятся своими впечатлениями и рассматривают инструменты. В прошлом люди чаще посещали театры и концерты, и не было столько развлекательных возможностей, как сейчас. Музыка была более доступна, и классическая музыка воспринималась как важная часть мировой культуры в повседневной жизни.
Существуют ли нормы по количеству выступлений оркестра в месяц?
- Никаких строгих норм нет. Мы выступаем по заранее запланированным концертам и по особым событиям.
Есть ли иерархия среди музыкантов?
- Да, первая скрипка — это концертмейстер оркестра, среди духовых инструментов тоже есть свой концертмейстер. У нас замечательный коллектив, и дух творения, заложенный Джумахматовым, поддерживается народным артистом КР, художественным руководителем и главным дирижером нашего оркестра Рахатбеком Осмоналиевым. Чем больше мы будем развивать духовность наших слушателей, тем богаче будем сами.
Что удерживает вас в профессии на протяжении стольких лет?
- Это любовь и некая зависимость. В трудные 90-е мне пришлось ненадолго покинуть оркестр и оставить музыку, так как нужно было выживать. Но я с радостью вернулся. Мне не хватало любимого дела, и я продолжал играть дома, чтобы не потерять навыки.
Как вы оцениваете развитие нашей культуры сегодня?
- Надеюсь, что мы на подъеме. Мы стали чаще гастролировать по стране и за границей, и в залах увеличивается количество кыргызстанцев, желающих услышать хорошую музыку.
Обсудим?
Смотрите также: