Как подготовить ребенка к школе и что делать, если он отказывается туда ходить

Детский и школьный психолог Елена Малкина в беседе с Kaktus.media поделилась рекомендациями о том, как помочь ребенку адаптироваться в первые месяцы учебы и что предпринять, если он не желает посещать школу.
Психологическая готовность родителей
Не менее важна и психологическая подготовка родителей к школе. Настрой, с которым мама и папа встретят 1 сентября, существенно влияет на то, как быстро и комфортно ребенок адаптируется к новым условиям, справляется с тревожностью и обретает уверенность.
Рекомендации для родителей первоклассников
Сначала стоит рассмотреть возможность взять небольшой отпуск в сентябре или привлечь бабушек и дедушек для поддержки. Поскольку для ребенка, который только начинает учебу, сложно оставаться в школе весь день, важно обеспечить ему плавный переход. Если первоклассник будет оставаться один после уроков, это может стать дополнительным источником стресса.
Не следует ожидать от первоклассника идеальных оценок. Успех в будущем не всегда зависит от хороших отметок, и множество людей достигли успеха, несмотря на неудачи в школьной жизни.
Если потребуется наказать ребенка, старайтесь говорить о его поступках, а не критиковать его как личность. Сравнения с другими детьми могут лишь подорвать уверенность.
Обратите внимание на режим дня: полноценный сон - это основа бодрости и хорошего настроения. Уделяйте больше времени отдыху и общению. С поступлением в школу, привычные игры могут уступить место учебным обязанностям, поэтому очень важно сохранить баланс между учебой и отдыхом.
Организуйте праздник на День знаний, чтобы этот день стал для ребенка ярким и запоминающимся.
Если возникают проблемы
Детям часто сложно завести друзей или адаптироваться в новом коллективе, и такие сложности могут вызывать стресс. В результате первоклассник может начать капризничать, проявлять агрессию или вообще отказываться идти в школу.
Не игнорируйте эти сигналы. Важно поддержать ребенка, поделиться своим опытом. Убедитесь, что вы поговорили с учителем о происходящем, ведь иногда ребенок не может сам объяснить, в чем проблема. Помощь взрослого в таких случаях очень важна.
Простые ритуалы и привычки
- Будите ребенка заранее и спокойно.
- Создайте позитивное утреннее настроение.
- Не отправляйте его в школу без завтрака и воды.
- При прощании произнесите теплые слова: "Удачи", "Хорошего дня", "Я в тебя верю".
- При встрече после уроков обнимите и поцелуйте, избегайте вопроса "Что ты сегодня получил?".
- Дайте ребенку час на отдых перед занятиями, лучше всего заниматься в промежутке с 15:00 до 17:00.
- Разрешайте ошибки и поддерживайте словами: "У тебя все получится", "Давай разберемся вместе".
- Разместите расписание уроков над столом и составьте список для самостоятельного сбора портфеля.
- Не акцентируйте внимание только на оценках; важен процесс и старания.
- Выделяйте время для общения и совместных дел, независимо от успехов в учебе.
Фразы для поддержки ребенка
- "Каждый новый день - это возможность изменить что-то к лучшему".
- "Ошибки помогают нам расти".
- "Поддержка начинается с себя".
- "Нет ничего невозможного".
- "Большое начинается с малого".
- "Я верю в тебя".
- "Я всегда рядом и помогу тебе".
Эти простые слова могут стать для ребенка источником уверенности и силы. Школа - это не только знания, но и первые шаги во взрослую жизнь, где поддержка близких играет ключевую роль.Причины отказа ребенка ходить в школу
Если, несмотря на все усилия, ребенок отказывается посещать школу, это может свидетельствовать о более серьезных проблемах. Важно оценить его общее состояние и выяснить, что именно вызывает затруднения. Рекомендуется обратиться к специалисту - в Бишкеке работают психологи и нейропсихологи, которые помогут определить корень проблемы.
Возможные причины отказа:
- ребенок быстро устает и теряет энергию;
- при задержках в развитии речи мозг не успевает обрабатывать учебный материал;
- шестилетние дети имеют более низкий темп восприятия информации по сравнению с семилетними;
- недостаточно сформированные навыки: пространственное восприятие, внимание, память;
- языковой фактор - домашний язык отличается от языка обучения;
- особенности характера учителя - кто-то уделяет внимание эмоциональному комфорту, а кто-то - результатам.
- привлекать специалистов;
- получать индивидуальные рекомендации для конкретного ребенка;
- обеспечивать психологический комфорт и не только требовать успехов.
- в шестилетнем возрасте еще не формируется устойчивое желание учиться;
- настоящая "жажда знаний" возникает к семи годам, когда развиваются лобные доли мозга;
- в этот период ребенок начинает учиться контролировать свои эмоции и поведение.
Важно отметить, что в этом учебном году зачисление детей в школы осуществляется по новым правилам: в первый класс принимаются дети с шести лет, а те, кто прошел предшкольную подготовку, могут быть зачислены сразу во второй класс. Рекомендации психолога для родителей первоклассников и второклассников можно найти здесь.

Читайте также: