Какие ритуалы и слова помогут ребенку с трудностями в школе? Советы психолога

Психолог Елена Малкина поделилась с Kaktus.media советами о том, как родители могут оказать эмоциональную поддержку своим детям в начале учебного года и что предпринять, если ребенок не хочет идти в школу.
Психологическая готовность родителей
Не менее важна психологическая готовность родителей. Настроение мамы и папы в день начала учебного года может значительно повлиять на то, насколько легко ребенку будет адаптироваться к новому окружению и справиться с тревогой.
Рекомендации для родителей первоклассников
Родителям стоит рассмотреть возможность взять короткий отпуск в сентябре или привлечь бабушек и дедушек для помощи. Для ребенка может быть сложно сразу оставаться в школе на весь день, особенно если в его учебном заведении нет продленных групп. Если малыш, привыкший к детскому саду, останется один после уроков, это может стать дополнительным стрессом. В этом возрасте дети часто не готовы к самостоятельности.
Не устанавливайте высокие требования к учебным успехам первоклассника. Высокие оценки не всегда являются залогом будущего успеха. Мы знаем множество примеров людей, добившихся успеха в жизни, несмотря на неудачи в школе.
Если возникает необходимость сделать замечание ребенку, сосредоточьтесь на его действиях, а не на личных качествах. Сравнения с другими детьми могут привести к унижению, а не к мотивации.
Обратите внимание на режим дня: полноценный сон способствует хорошему настроению и бодрости. Уделяйте внимание совместному отдыху и общению, ведь с началом школы любимые игры могут отойти на второй план, уступая место занятиям и домашним заданиям. Поддерживать баланс между учебой и отдыхом – важная задача для родителей.
Постарайтесь устроить праздник в честь Дня знаний, чтобы этот день остался в памяти ребенка как радостное событие.
Что делать при возникновении трудностей
Часто дети сталкиваются с проблемами при попытках завести друзей или адаптироваться в новом классе. Если у малыша возникают трудности в общении, это может стать источником стресса. Ребенок может стать капризным, агрессивным или даже отказываться идти в школу.
Не игнорируйте эти сигналы. Поделитесь своим опытом, ведь каждый из нас когда-то был ребенком. Поговорите с учителем о возникшей ситуации, так как ребенок может не всегда уметь объяснить, что именно его беспокоит. Поддержка взрослого в этом случае очень важна.
Полезные ритуалы и привычки:
- Просыпайтесь заранее и будите ребенка спокойно.
- Создайте позитивное утреннее настроение.
- Не отправляйте ребенка в школу без полноценного завтрака и воды.
- При расставании говорите добрые слова: "Удачи", "Хорошего дня", "Я в тебя верю".
- Встречая после школы, обнимайте и целуйте, избегайте вопроса "Что ты получил сегодня?"
- Дайте ребенку время отдохнуть перед уроками, лучше заниматься с 15:00 до 17:00.
- Разрешайте ошибки и поддерживайте фразами: "У тебя все получится", "Давай разберемся вместе".
- Разместите расписание уроков над столом и составьте список необходимых вещей для сбора портфеля.
- Не акцентируйте внимание только на оценках. Важно понимать процесс и усилия.
- Находите время для общения и совместных занятий, независимо от успеваемости.
Поддерживающие фразы для ребенка:
- "Каждый новый день - это возможность изменить что-то к лучшему".
- "Ошибки – это шаги к росту".
- "Поддержка начинается с тебя самого".
- "Невозможного не бывает".
- "Все великое начинается с малого".
- "Я верю в тебя".
- "Я всегда рядом и готов помочь".
Эти простые слова могут стать для ребенка опорой и источником уверенности. Школа – это не только знания, но и первые шаги во взрослую жизнь, в которой так важна поддержка близких.Если ребенок не хочет ходить в школу
Если, несмотря на все усилия, ваш ребенок отказывается идти в школу, это может указывать на более серьезные проблемы. Важно обратить внимание на его общее состояние и выяснить, что именно вызывает затруднения. Рекомендуется обратиться к специалистам - в Бишкеке есть психологи и нейропсихологи, которые могут помочь выявить причины.
Возможные причины отказа от школы:
- ребенок быстро утомляется и испытывает недостаток энергии;
- при задержке в развитии речи мозг не успевает обрабатывать учебную информацию;
- у шестилеток скорость восприятия и усвоения материала значительно ниже, чем у семилеток;
- недостаточно сформированные навыки: пространственное восприятие, внимание, память;
- языковой барьер - ребенок общается на одном языке дома, а в школе используется другой;
- индивидуальные особенности учителя: один педагог заботится о психологическом комфорте, другой - о результатах.
- привлекать специалистов;
- получить индивидуальные рекомендации для конкретного случая;
- поддерживать психологический комфорт, помимо требований к результатам.
- у детей в возрасте шести лет еще не формируется устойчивое желание учиться;
- по-настоящему "жажда знаний" проявляется к семи годам, когда созревают лобные доли мозга;
- в этот период ребенок начинает учиться контролировать свое поведение и эмоции.
Напоминаем, что в текущем учебном году зачисление детей в школы проходит по новым правилам: в первый класс принимают детей с шести лет, а тех, кто прошел подготовку, зачисляют сразу во второй класс. Рекомендации психолога для родителей первоклассников и второклассников можно найти здесь.

Читайте также: