Коротко о новом законопроекте о СМИ: что изменится для журналистов и госорганов
Напоминаем, что действующий закон о СМИ был принят в 1992 году. Представители Минкультуры отмечают, что он устарел и не соответствует современным условиям, что связано с развитием цифровых технологий и изменениями в медиапейзаже, требует принятия нового закона.
Первую редакцию законопроекта предложила администрация президента в 2022 году. Рабочая группа, состоящая из экспертов в области медиа, юристов и представителей независимых СМИ обратила внимание на множество нарушений и несоответствий, однако авторы продолжали вносить новые версии документа, игнорируя критические замечания. В результате законопроект был внесен в парламент, но по просьбе медиа-сообщества президент вернул его для доработки.
В марте 2024 года по указанию президента Садыра Жапарова законопроект был отозван, и была сформирована новая рабочая группа при Министерстве культуры с участием представителей медиаиндустрии.
Текущая версия законопроекта считается компромиссной, так как стремится адаптировать законодательство к современным условиям медиа, поддерживая баланс между свободой слова и ответственностью СМИ, а также учитывая интересы всех сторон.
На данный момент законопроект успешно прошел первое чтение в комитетах Жогорку Кенеша.
Расширенные положения законопроекта
Новая версия законопроекта включает детализированные правила и нормы, касающиеся работы СМИ, включая регулирование интернет-ресурсов, их регистрацию и ограничения на распространение определенных видов информации.Законопроект, состоящий из 9 глав и 34 статей, включает новые определения. Впервые вводятся такие термины, как "сетевое издание", "редакционная политика", "продукция СМИ", "распространение продукции СМИ", "общественный интерес" и другие, а также уточняется состав редакции, включая не только штатных сотрудников, но и сторонних участников на основе гражданско-правовых договоров.
Упрощение процедуры регистрации
Теперь регистрацию СМИ будет осуществлять только Министерство юстиции, исключив из процесса Министерство цифрового развития, что было предусмотрено в предыдущей версии законопроекта.Это уменьшает бюрократию и повышает прозрачность процесса регистрации для СМИ.
Также введена норма о том, что решения органов юстиции об отказе или возврате заявлений на государственную регистрацию СМИ могут быть обжалованы в соответствии с Законом КР "Об основах административной деятельности и административных процедурах", чего ранее не было.
Добровольная регистрация интернет-изданий
В предыдущих версиях законопроекта требовалась обязательная регистрация всех веб-сайтов и страниц как СМИ, что вызывало критику со стороны медиаэкспертов и юристов, а также бизнес-сообщества, так как многие компании имеют собственные веб-сайты, но не являются СМИ. В новой редакции законопроекта эта норма была исключена, предоставляя новым медиа возможность самостоятельно решать вопрос о регистрации в качестве СМИ.Это снижает административные барьеры для новых медиапроектов.
Ограничения на иностранное участие и монополизацию
Законопроект вводит ограничения на иностранное участие в капитале телеканалов (не более 50%), что стало одной из самых спорных статей.Министерство культуры считает, что такое ограничение поможет избежать монополизации и защитить информационную безопасность страны, предотвращая доминирование иностранных интересов.
Улучшены условия доступа к информации
Законопроект регламентирует порядок предоставления информации от государственных и муниципальных органов, а также общественных организаций.Зарегистрированные СМИ теперь должны получать ответы на свои запросы в течение трех дней, в то время как незарегистрированные редакции получат ответ в течение 14 дней согласно закону о доступе к информации.
Эта норма упрощает работу медиа, хотя может подтолкнуть к регистрации, которая остается формально добровольной.
Если предоставление информации требует больше времени, госорганы могут продлить срок ответа на 14 дней, уведомив СМИ об этом в течение двух дней.
Отказ в предоставлении информации возможен только в случае, если она содержит государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну. Отказ должен быть оформлен в письменной форме и передан редакции в течение трех дней после получения запроса с указанием оснований для отказа.
В условиях чрезвычайного положения или военного времени органы власти обязаны предоставлять оперативную информацию СМИ на равных основаниях независимо от формы собственности.
Ограничения для СМИ
Запрещается использование СМИ для:- призывов к насильственному захвату власти или изменению конституционного строя;
- разжигания ненависти по национальному, расовому или религиозному признакам;
- призыва к террористической деятельности или оправдания терроризма, кроме информации о противодействии этим явлениям;
- пропаганды насилия и порнографии;
- распространения наркотиков и психотропных веществ, за исключением информации, направленной на борьбу с их распространением.
- информацию, наносящую вред психическому и физическому здоровью детей;
- нарушение личной жизни, чести и достоинства без согласия человека, кроме случаев, предусмотренных законом, или если это необходимо для защиты прав третьих лиц;
- распространение материалов, нарушающих принцип презумпции невиновности.
Это важная поправка, учитывая актуальность проблемы в Кыргызстане. Вовлечение СМИ в расследование нарушений прав человека способствует эффективному контролю, помогает выявлять ошибки и предотвращать кризисы.
Претензии по информации из пресс-релизов правоохранительных органов должны предъявляться самим этим органам.
Условия блокировки СМИ
Законопроект устанавливает четкие условия для блокировки СМИ по решению суда, чего ранее не хватало. Теперь деятельность СМИ может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя или суда. Основанием для блокировки может стать публикация материалов с призывами к насильственному захвату власти или изменению конституционного строя более двух раз в год, а определять наличие таких призывов будет экспертная служба Минюста.С одной стороны, это может стать инструментом давления на СМИ, поскольку независимые эксперты и правозащитники выражают сомнения в объективности таких экспертиз. С другой стороны, данная норма вводит правовую ясность в вопрос блокировки, что ранее могло происходить произвольно.
Требования к учредителям СМИ
Учредители СМИ не имеют права вмешиваться в редакционную деятельность, за исключением вопросов, касающихся управленческих изменений или корпоративных объявлений, которые напрямую влияют на работу СМИ. Такие публикации должны быть бесплатными и осуществляться в указанные учредителем сроки.По претензиям и искам, связанным с материалами учредителей, ответственность несет сам учредитель.
Если возникают претензии к публикациям учредителей, ответственность несет только учредитель, что защищает журналистов от правовых рисков, связанных с материалами, инициированными владельцем СМИ.
Права журналистов
Законопроект четко определяет права журналистов. Запрещены любые действия, которые препятствуют свободе слова, печати, выражению мнения и получению информации. Это касается как физических, так и юридических лиц, а также должностных лиц, если они мешают законной деятельности редакций и журналистов. К таким нарушениям относятся:- цензура;
- вмешательство в редакционную политику и ограничение профессиональной независимости;
- незаконное изъятие тиража;
- принуждение к распространению или отказу от информации;
- отказ в доступе к информации;
- незаконное уничтожение тиража;
- принуждение к публикации или отказу от публикации;
- установление ограничений на контакты с журналистами и передачу информации, если она не связана с охраняемыми законом тайнами.
Ответственность журналистов
Редакция, редактор и журналисты не несут ответственности за недостоверную или порочащую информацию, если:- она исходит из официальных документов и сообщений;
- получена от пресс-служб государственных органов или общественных организаций;
- является дословной цитатой из публичных выступлений;
- озвучена в прямом эфире без предварительной записи;
- уже была опубликована другими СМИ, которые могут быть привлечены к ответственности.
Регулирование деятельности зарубежных СМИ
Представительства зарубежных СМИ создаются с разрешения Министерства иностранных дел. Порядок получения разрешения и аккредитации устанавливается кабинетом министров КР. В условиях чрезвычайного или военного положения аккредитация может проводиться в упрощенном порядке и в сокращенные сроки.Корреспонденты зарубежных СМИ, независимо от гражданства, подчиняются тем же правилам, что и кыргызстанские СМИ. Кабмин может также установить ограничения в отношении представителей СМИ тех стран, где существуют аналогичные ограничения для СМИ, зарегистрированных в Кыргызстане.
Обсудим?
Смотрите также: