Токаев выступил на первом заседании Рабочей группы по парламентской реформе

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил на первом заседании Рабочей группы по парламентской реформе.
Текст выступления:
«Дорогие участники заседания!
Сегодня мы собрались на первое заседание Рабочей группы по парламентской реформе.
Недавно я подписал Указ, который учредил эту специальную группу. Реформа парламента – это важнейшая задача, стоящая перед нашей страной. В своем Послании я отметил, что этот вопрос нуждается в широком обсуждении среди граждан, экспертов и представителей Парламента.
На нашем заседании присутствуют депутаты, представители Администрации Президента, Правительства, политических партий, юристы, ученые и общественные деятели.
Все они – известные и уважаемые специалисты в своих областях. Я хочу подчеркнуть, что реформа парламента напрямую влияет на будущее нашей страны и народа. Уверен, что каждый член группы осознает свою историческую ответственность и приложит максимум усилий для продуктивной работы.
Как вам известно, в Казахстане происходят масштабные преобразования в разных сферах. Объединив силы, мы осуществляем политические и социально-экономические реформы. Эти преобразования должны продолжаться, и мы не можем останавливаться на достигнутом.
Крайне важно продолжить стратегию глубокой модернизации нашего государства, следуя концепции «Сильный Президент – Влиятельный Парламент – Подотчетное Правительство». Это обеспечит актуальность президентской системы управления в Казахстане.
Переход к однопалатному Парламенту соответствует мировым тенденциям. Две трети стран уже приняли подобную парламентскую систему. Нам нужно выработать разумные и взвешенные предложения, поэтому мы должны внимательно изучить все мнения и идеи.
Таким образом, давайте начнем нашу работу. Председательствовать на заседании будет руководитель Рабочей группы, Государственный советник Ерлан Тынымбайулы Карин.
Члены Рабочей группы!
Идея создания однопалатного Парламента – это новаторское решение. В обществе и социальных сетях идут активные обсуждения. Большинство людей считает, что это «абсолютно назревший вопрос». Некоторые утверждают, что «нет необходимости в референдуме по инициативе, которая поддерживается большинством». Есть и такие, кто настаивает на том, что «реформу можно реализовать в кратчайшие сроки».
Этот вопрос действительно крайне актуален и требует активного участия граждан с различными мнениями.
Однако, стоит помнить, что парламентская реформа – это сложный процесс. Необходимо избегать поспешности, поскольку это решение повлияет на будущее нашей страны. Такой важный шаг должен быть принят только после широкого обсуждения. Казахстан – это Слышащее и Справедливое государство, и эта концепция должна оставаться основополагающей.
Как Глава государства, я считаю Парламент ключевым элементом политической системы. Поэтому нам нужно внести изменения в Конституцию, которые затронут около 40 статей Основного закона. После этого необходимо будет привести в соответствие минимум 10 конституционных законов и свыше 50 кодексов и законов. Эта работа сопоставима с принятием новой Конституции, и выполнить её одномоментно невозможно. Подготовка должна быть тщательной.
Позвольте мне остановиться на концептуальных моментах предстоящей реформы.
Во-первых, все реформы должны основываться на эволюционном подходе, учитывая потребности граждан и интересы страны.
Реформа Парламента вписывается в логику последовательной политической модернизации.
В рамках четырех пакетов политических реформ были закреплены нормы о парламентской оппозиции, которые обеспечивают партиям меньшинства право председательствовать в одном из постоянных комитетов Мажилиса и инициировать парламентские слушания.
Кроме того, был снижен избирательный порог для партий, чтобы они могли пройти в Парламент.
Конституционная реформа 2022 года значительно расширила полномочия Мажилиса: теперь именно он принимает законы, а Сенат только одобряет их.
Это были первые шаги. Теперь, учитывая рост политической культуры в обществе, мы начинаем переход к однопалатному Парламенту.
Во-вторых, реформа полностью соответствует формуле «Сильный Президент – Влиятельный Парламент – Подотчетное Правительство», которая является основой государственного строительства.
Реформа парламента, наряду с ранее реализованными, создает новую модель управления для нашего региона.
Важно подчеркнуть, что парламентская реформа не сводится только к роспуску Сената.
Наша цель – глубокая трансформация всей представительной ветви власти.
Таким образом, законодательный орган сможет полностью выполнять свою роль, отражая интересы и волю граждан.
В-третьих, предстоящая реформа будет интегрирована с комплексными изменениями в других областях: экономике, социальной сфере и технологическом развитии.
Цифровизация и внедрение искусственного интеллекта изменят системы государственного управления по всему миру.
Во многих странах уже тестируются элементы «электронного парламента», которые призваны обеспечить новые формы участия граждан в политической жизни и повысить эффективность законотворческого процесса.
Эта тенденция будет продолжать развиваться, и мы также делаем акцент на этом направлении.
Возможно, e-Parlament вскоре станет таким же востребованным инструментом, как и электронное правительство e-Gov.
Поэтому переход к однопалатному Парламенту также направлен на адаптацию к новым условиям работы и ускорению процесса принятия решений.
Время меняется, и оно будет диктовать свои законы.
Создание системы e-Parlament – вопрос ближайшего будущего, и мы не можем позволить себе снизить качество принимаемых законов.
Мировой опыт показывает, что этот процесс должен сопровождаться созданием новых механизмов для улучшения законодательной работы.
Ключевым фактором здесь является компетентность будущих депутатов, которые должны быть настоящими профессионалами. Это критически важный аспект: Парламент должен быть профессиональным.
Предложение формировать Парламент по пропорциональной системе, то есть по партийным спискам, обусловлено этой задачей.
Многопартийность в рамках однопалатного Парламента будет способствовать развитию политического диалога на профессиональной основе.
Это создаёт новые требования к партийному строительству, где популизм, особенно в условиях цифровизации, не будет играть ключевую роль, а на передний план выйдет профессионализм.
Уважаемые участники заседания!
Парламент – это критически важная структура, олицетворяющая нашу независимость и государственность. Эта истина останется неизменной в будущем.
Основная цель реформы и направления предстоящей работы были изложены в Послании. Всю работу до референдума необходимо проводить взвешенно и продуманно.
Я считаю, что квалифицированные эксперты должны открыто делиться своими идеями и предлагать обоснованные рекомендации. Чтобы прийти к правильному решению, каждое мнение следует тщательно проанализировать и изучить.
Это крайне важный вопрос, и я надеюсь, что Рабочая группа выполнит свою миссию на высоком профессиональном уровне.
В частности, необходимо проанализировать все предложения, поступающие через платформы E-Otinish и E-Gov. Как Справедливое государство, мы должны учесть предложения каждого гражданина, которые могут быть полезны для общего дела. Все изменения в Основной закон должны быть тщательно подготовлены. Мы должны углубиться в суть каждой статьи и нормы, четко определить все правовые и процедурные аспекты. Кроме того, могут возникнуть множество других вопросов. В общем, нам предстоит выполнить большую работу.
Желаю вам успехов и продуктивной работы!».

Читайте также: