В России АЗС закрываются из-за топливного кризиса
В стране наблюдается острый топливный кризис, который не имел аналогов в последние годы. Как сообщают отраслевые эксперты, к концу октября в России могут закрыться до 2–2,5% автозаправочных станций, а в случае дальнейшего ухудшения ситуации — более 3%.
Как сообщает kursdela.biz, основной причиной является резкий рост оптовых цен на бензин и дизельное топливо, что вынуждает автозаправочные станции продавать топливо в убыток.
Согласно данным ОМТ-Консалт, с начала осени около 360 автозаправочных станций приостановили свою работу, что составляет 1,6% от общего числа. Примечательно, что более 300 из них принадлежат независимым операторам, которые не получают государственной поддержки. Именно они первыми покидают рынок, не выдерживая ценового давления.
«Ситуация критическая. Почти все АЗС работают в убыток. Бывает, что закрываться выгоднее, чем заправлять автомобили и терять деньги», — сообщил источник из компании «Газпромнефть» на Петербургском международном газовом форуме.
Биржевые котировки и снижение рентабельности
Кризис усугубляется ростом цен на Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. Впервые тонна бензина марки Аи-92 превысила 74 тысячи рублей, в то время как дизельное топливо подорожало до 71,3 тысячи рублей, тогда как летом цена была на уровне около 60 тысяч рублей за тонну.
Розничные сети не успевают приспосабливаться к изменениям. В Москве литр бензина Аи-95 уже стоит более 60 рублей, при этом рост цен на розничном рынке за год практически в два раза превышает уровень инфляции. Наценка автозаправочных станций не покрывает издержек: расходы на доставку, хранение и налоги «съедают» всю прибыль.
«Если учесть транспортные и налоговые расходы, становится ясно, что продать топливо с прибылью невозможно. Практически каждая заправка теряет несколько рублей с литра», — объясняет эксперт по топливному рынку Александр Фролов.
Влияние на независимых операторов
В России функционирует около 28,9 тысячи автозаправочных станций, среди которых независимые операторы играют ключевую роль в обеспечении конкуренции. Они обеспечивают топливом малые города и сельские районы, где отсутствуют сети крупных компаний, таких как «Газпромнефть», «Лукойл» и «Роснефть». Однако в текущих условиях эти компании вынуждены сворачивать свою деятельность, не имея возможности удерживать цены без помощи государства.
Аналитики утверждают, что в Южном федеральном округе продажи бензина упали на 14,2%, а в Крыму проблемы с топливом достигли 10% — половина местных АЗС уже приостановила работу. На Дальнем Востоке временно закрылось еще 28 заправок, что составляет около 2% от регионального рынка.
Причины и последствия кризиса
Основной причиной текущего кризиса стало снижение мощностей российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) после ряда атак беспилотников. По оценкам экспертов Института энергетики и финансов, до 30% переработки пострадало в той или иной степени. Заводы работают, но вынуждены уменьшать объем производства, что приводит к нехватке топлива на внутреннем рынке.
Правительство уже продлило запрет на экспорт бензина до конца года и рассматривает возможность импортных поставок из Китая, что является экстренной и нетипичной мерой для России.
Ситуация в Челябинской области
По данным Челябинскстата, бензин марки АИ-92 подорожал на 9,35% за год.
Официальные данные показывают, что бензин АИ-92 вырос в цене на 9,35% с начала года и на 2,57% по сравнению с августом. Бензин АИ-95 за год подорожал на 8,68%, а за месяц — на 2,2%. АИ-98 увеличился в цене на 3,28% с декабря и на 0,41% за сентябрь.
В целом, за последний месяц цены на топливо выросли на 0,02%. Услуги подорожали на 0,72%, непродовольственные товары — на 0,33%, а цены на продукты питания даже снизились на 0,79%.
С начала года цены увеличились на 3,57%. Услуги поднялись на 8,77%, продукты — на 2,09%, а прочие товары — на 1,13%. Местные власти в Карталинском районе и Озерске ранее обратились в УФАС из-за жалоб водителей на резкий рост цен на бензин.
Перспективы
Эксперты призывают к спокойствию: массовая скупка топлива лишь усугубит дефицит. Прогнозы аналитиков «ИнфоТЭК» указывают на то, что если в ближайшие недели удастся запустить простаивающие мощности НПЗ, то биржевые котировки могут начать снижаться, а рынок — стабилизироваться.
Национальный автомобильный союз предложил установить предельные цены на АЗС — стоимость топлива не должна превышать уровень прошлого года, скорректированный на инфляцию. Однако до сих пор решение не принято, а владельцы заправочных станций продолжают работать на грани убыточности.
Читайте также:
