Главные новости » Здоровье » Асель Кадырова, назначение которой вызвало споры, прокомментировала ситуацию. Интервью
Здоровье

Асель Кадырова, назначение которой вызвало споры, прокомментировала ситуацию. Интервью

Асель Кадырова стала главным внештатным детским неврологом Министерства здравоохранения.

Это назначение вызвало множество споров. По сведениям Национального центра охраны материнства и детства, два заведующих отделениями были освобождены от должностей по собственному желанию из-за несогласия с назначением Кадыровой.

В интервью с АКИpress Асель Кадырова рассказала о своих планах и о том, как она оценивает данную ситуацию.

- Как вы относитесь к протестам со стороны врачей-неврологов в связи с вашим назначением?

- Мне очень печально, что все начинается с подобного скандала. Я с большим уважением отношусь к работе коллег, будь то НЦОМИД, ЦСМ или областные больницы — у нас одна цель.

Основное различие, которое стало причиной недовольства врачей, заключается в разных подходах к решению проблем детской неврологии в Кыргызстане. В течение долгого времени мы оставались привержены постсоветской медицине: обучение классификациям и терапии неврологических заболеваний проходило еще во времена СССР.

После обретения независимости Кыргызстана, когда появилась возможность изучать зарубежную литературу и участвовать в международных конференциях, мы осознали, что мир значительно шире. Современные методы диагностики и лечения детей с неврологическими заболеваниями отличаются от тех, что были приняты в постсоветском пространстве. Эта разница стала очевидной.

В 2017 году, работая заведующей отделением в Городской детской больнице №3 в Бишкеке, я столкнулась с приказом №79 Министерства здравоохранения КР, который требовал применения принципов доказательной медицины. То есть, назначение препаратов, не имеющих научной обоснованности, было запрещено. Главный врач поставил задачу: такие препараты мы не закупаем.

С этого момента я начала изучать зарубежный опыт и обнаружила новые пути решения проблем, с которыми сталкиваются наши дети и их родители. Постепенно я меняла свои взгляды на лечение. Чем дальше мы продвигались, тем более заметной становилась разница между постсоветскими и современными международными подходами.

В Детской больнице №3 мы внедряли новые методы. И действительно, отказ от назначения ноотропов (нейрометаболических стимуляторов) не ухудшил состояние детей. Мы обучаем родителей и используем период нейропластичности мозга для помощи детям в их развитии, чтобы они могли стать полноценными членами общества.

- В Центре охраны материнства и детства сегодня было отмечено, что детская неврология сталкивается с высокой нагрузкой. Увеличение выявляемости заболеваний связано с улучшением диагностики. Как вы оцениваете текущее состояние детской неврологии в Кыргызстане?

- Я высоко ценю труд врачей НЦОМиД, которые занимаются лечением сложных случаев — редких заболеваний, таких как фенилкетонурия и СМА. Эти заболевания имеют место быть, и третичный уровень медицины сосредоточен именно на таких пациентах.

Тем не менее, если говорить в целом о стране, то СМА составляет меньший процент. Гораздо больше детей страдают от задержки развития и речевых нарушений. Это огромная группа пациентов, которую необходимо охватывать более широко. Эти дети должны стать нашим приоритетом.

Безусловно, лечение СМА также крайне важно. Это дорогостоящая терапия, и я рада, что на третьем уровне это стало возможным. Ресурсы, выделяемые на лечение СМА, имеют большое значение.

Квалификация медицинских работников в Кыргызстане очень высока. Мы сможем успешно решить поставленные задачи, если будем применять международные рекомендации и протоколы. Главный внештатный специалист будет работать более разнообразно: помимо пациентов с СМА, необходимо уделить внимание детям с задержкой развития. Эти дети должны получать качественную помощь, не нуждаясь в поездках на третичный уровень.

Каждый уровень — третичный, вторичный и первичный — имеет свои задачи. Министерство здравоохранения регулирует этот процесс. Важно улучшать знания и инструменты для врачей, чтобы они могли работать на международном уровне, соблюдая правовые нормы и следуя Конвенциям о правах детей и клиническим протоколам.

На данный момент наиболее распространенные заболевания у детей в Кыргызстане часто классифицируются как «прочие» (по МКБ-10), что наблюдается в 98% случаев у детей до года. Это недопустимо. Необходимо четко и дифференцированно классифицировать болезни, чтобы понимать, куда направлять ресурсы.

Например, детский церебральный паралич — это состояние, которое нужно диагностировать как можно раньше, чтобы корректировать состояние ребенка и обеспечить ему инклюзивное образование. Дети с эпилепсией и другими неврологическими проблемами должны иметь доступ к детским садам и школам, а педагогов необходимо обучать, как работать с такими детьми.

- Были также упомянуты необходимость обновления клинического протокола лечения.

- Это не только вопрос обновления. Я признательна врачам, которые имели возможность разработать протоколы для всей страны, и я поддерживаю их усилия.

Первая задача — чтобы протоколы были составлены корректно. Вторая — чтобы они реально работали.

К сожалению, бывает так, что кто-то издает протоколы, а до других они не доходят, и они продолжают работать по старым методам. Протоколы должны быть применимы повсеместно. В отдаленных районах вероятность соблюдения протоколов значительно ниже, чем в столице. Например, диагноз ДЦП может устанавливаться по-разному в Бишкеке и Оше.

Протоколы должны функционировать единообразно. Если врач не следует им, это негативно сказывается на диагностике. Кроме того, важно использование стандартных инструментов. Все должны иметь одну и ту же «линейку» для измерения роста ребенка, чтобы предоставлять одинаковые заключения. Это поможет в сборе статистики по стране и в определении направлений для улучшения ситуации в детской неврологии.

Также хочу подчеркнуть важность роли родителей. Когда возникает вопрос: если не назначать лекарства, то что делать? Основные наши помощники и «лекарства» — это родители, их вовлеченность и ресурсы. Никто, кроме них, не может так помочь ребенку. Например, мать может дать ребенку препарат для улучшения речи, но при этом упустить время, когда могла бы заниматься с ним, общаться и выполнять необходимые упражнения. Обучение родителей — это важная часть работы детских неврологов.

Это одна из первоочередных задач, которые ставит Минздрав перед главными внештатными специалистами: взаимодействие с родителями, информирование их о состоянии детей и методах помощи. Ребенок должен находиться в центре внимания со стороны родителей, государства, педиатра, невролога, реабилитолога, школы и, при необходимости, МСЭК.

Я понимаю, что это звучит масштабно, но мы начнем с обучения врачей международным стандартам и инструментам, которые уже переведены на русский и кыргызский языки. Следующей задачей станет обучение родителей, как работать с детьми, имеющими неврологические проблемы. Третья задача — это развитие и укрепление межсекторального и межведомственного взаимодействия.

Работа и заслуги врачей на уровне третьичной помощи, в НЦОМиД, неоценимы. Я хочу поддержать их. Несмотря на низкие зарплаты, они остаются на местах и продолжают работать, что крайне важно для страны. Я надеюсь, что условия и оплата труда улучшатся. Каждый сможет заниматься своей работой, а главное — дети и их родители получат доступную медицинскую помощь, даже в самых удаленных регионах.

Планируется не только обновление ряда протоколов, но и разработка новых по критически важным вопросам.

- Министр здравоохранения поставил перед вами ряд задач.

- Министерство обозначило передо мной стратегически важные задачи. Первая из них — самая сложная: концептуально изменить подход к ведению детей с неврологическими проблемами в Кыргызстане и привести медицинскую помощь к стандартам международного уровня. Это серьезный вызов для меня, и я готова активно участвовать, чтобы дать службе детской неврологии новое дыхание, применить свои знания, опыт и энергию.

Я осведомлена о проблемах и потребностях детей и знаю, как их решать. Нам предстоит большая работа. Многие начинания уже запущены и требуют продолжения: анализ работы и показателей службы за предыдущие годы с выводами и стратегическими рекомендациями, определение раннего выявления и вмешательства как приоритетов, внедрение международных классификаций и реабилитационных подходов, работа над нормативными актами и клиническими протоколами, развитие и укрепление мультидисциплинарного и межведомственного взаимодействия, а также обучение всех специалистов, оказывающих медицинскую помощь детям с неврологическими заболеваниями на всех уровнях здравоохранения и многое другое.

Читайте также:
Продолжая просматривать сайт topnews.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК