Асель Кадырова, назначение которой вызвало споры, прокомментировала ситуацию. Интервью

Это назначение вызвало множество споров. По сведениям Национального центра охраны материнства и детства, два заведующих отделениями были освобождены от должностей по собственному желанию из-за несогласия с назначением Кадыровой.
В интервью с АКИpress Асель Кадырова рассказала о своих планах и о том, как она оценивает данную ситуацию.
- Как вы относитесь к протестам со стороны врачей-неврологов в связи с вашим назначением?
- Мне очень печально, что все начинается с подобного скандала. Я с большим уважением отношусь к работе коллег, будь то НЦОМИД, ЦСМ или областные больницы — у нас одна цель.
Основное различие, которое стало причиной недовольства врачей, заключается в разных подходах к решению проблем детской неврологии в Кыргызстане. В течение долгого времени мы оставались привержены постсоветской медицине: обучение классификациям и терапии неврологических заболеваний проходило еще во времена СССР.
После обретения независимости Кыргызстана, когда появилась возможность изучать зарубежную литературу и участвовать в международных конференциях, мы осознали, что мир значительно шире. Современные методы диагностики и лечения детей с неврологическими заболеваниями отличаются от тех, что были приняты в постсоветском пространстве. Эта разница стала очевидной.
В 2017 году, работая заведующей отделением в Городской детской больнице №3 в Бишкеке, я столкнулась с приказом №79 Министерства здравоохранения КР, который требовал применения принципов доказательной медицины. То есть, назначение препаратов, не имеющих научной обоснованности, было запрещено. Главный врач поставил задачу: такие препараты мы не закупаем.
С этого момента я начала изучать зарубежный опыт и обнаружила новые пути решения проблем, с которыми сталкиваются наши дети и их родители. Постепенно я меняла свои взгляды на лечение. Чем дальше мы продвигались, тем более заметной становилась разница между постсоветскими и современными международными подходами.
В Детской больнице №3 мы внедряли новые методы. И действительно, отказ от назначения ноотропов (нейрометаболических стимуляторов) не ухудшил состояние детей. Мы обучаем родителей и используем период нейропластичности мозга для помощи детям в их развитии, чтобы они могли стать полноценными членами общества.
- В Центре охраны материнства и детства сегодня было отмечено, что детская неврология сталкивается с высокой нагрузкой. Увеличение выявляемости заболеваний связано с улучшением диагностики. Как вы оцениваете текущее состояние детской неврологии в Кыргызстане?
- Я высоко ценю труд врачей НЦОМиД, которые занимаются лечением сложных случаев — редких заболеваний, таких как фенилкетонурия и СМА. Эти заболевания имеют место быть, и третичный уровень медицины сосредоточен именно на таких пациентах.
Тем не менее, если говорить в целом о стране, то СМА составляет меньший процент. Гораздо больше детей страдают от задержки развития и речевых нарушений. Это огромная группа пациентов, которую необходимо охватывать более широко. Эти дети должны стать нашим приоритетом.
Безусловно, лечение СМА также крайне важно. Это дорогостоящая терапия, и я рада, что на третьем уровне это стало возможным. Ресурсы, выделяемые на лечение СМА, имеют большое значение.
Квалификация медицинских работников в Кыргызстане очень высока. Мы сможем успешно решить поставленные задачи, если будем применять международные рекомендации и протоколы. Главный внештатный специалист будет работать более разнообразно: помимо пациентов с СМА, необходимо уделить внимание детям с задержкой развития. Эти дети должны получать качественную помощь, не нуждаясь в поездках на третичный уровень.
Каждый уровень — третичный, вторичный и первичный — имеет свои задачи. Министерство здравоохранения регулирует этот процесс. Важно улучшать знания и инструменты для врачей, чтобы они могли работать на международном уровне, соблюдая правовые нормы и следуя Конвенциям о правах детей и клиническим протоколам.
На данный момент наиболее распространенные заболевания у детей в Кыргызстане часто классифицируются как «прочие» (по МКБ-10), что наблюдается в 98% случаев у детей до года. Это недопустимо. Необходимо четко и дифференцированно классифицировать болезни, чтобы понимать, куда направлять ресурсы.
Например, детский церебральный паралич — это состояние, которое нужно диагностировать как можно раньше, чтобы корректировать состояние ребенка и обеспечить ему инклюзивное образование. Дети с эпилепсией и другими неврологическими проблемами должны иметь доступ к детским садам и школам, а педагогов необходимо обучать, как работать с такими детьми.
- Были также упомянуты необходимость обновления клинического протокола лечения.
- Это не только вопрос обновления. Я признательна врачам, которые имели возможность разработать протоколы для всей страны, и я поддерживаю их усилия.
Первая задача — чтобы протоколы были составлены корректно. Вторая — чтобы они реально работали.
К сожалению, бывает так, что кто-то издает протоколы, а до других они не доходят, и они продолжают работать по старым методам. Протоколы должны быть применимы повсеместно. В отдаленных районах вероятность соблюдения протоколов значительно ниже, чем в столице. Например, диагноз ДЦП может устанавливаться по-разному в Бишкеке и Оше.
Протоколы должны функционировать единообразно. Если врач не следует им, это негативно сказывается на диагностике. Кроме того, важно использование стандартных инструментов. Все должны иметь одну и ту же «линейку» для измерения роста ребенка, чтобы предоставлять одинаковые заключения. Это поможет в сборе статистики по стране и в определении направлений для улучшения ситуации в детской неврологии.
Также хочу подчеркнуть важность роли родителей. Когда возникает вопрос: если не назначать лекарства, то что делать? Основные наши помощники и «лекарства» — это родители, их вовлеченность и ресурсы. Никто, кроме них, не может так помочь ребенку. Например, мать может дать ребенку препарат для улучшения речи, но при этом упустить время, когда могла бы заниматься с ним, общаться и выполнять необходимые упражнения. Обучение родителей — это важная часть работы детских неврологов.
Это одна из первоочередных задач, которые ставит Минздрав перед главными внештатными специалистами: взаимодействие с родителями, информирование их о состоянии детей и методах помощи. Ребенок должен находиться в центре внимания со стороны родителей, государства, педиатра, невролога, реабилитолога, школы и, при необходимости, МСЭК.
Я понимаю, что это звучит масштабно, но мы начнем с обучения врачей международным стандартам и инструментам, которые уже переведены на русский и кыргызский языки. Следующей задачей станет обучение родителей, как работать с детьми, имеющими неврологические проблемы. Третья задача — это развитие и укрепление межсекторального и межведомственного взаимодействия.
Работа и заслуги врачей на уровне третьичной помощи, в НЦОМиД, неоценимы. Я хочу поддержать их. Несмотря на низкие зарплаты, они остаются на местах и продолжают работать, что крайне важно для страны. Я надеюсь, что условия и оплата труда улучшатся. Каждый сможет заниматься своей работой, а главное — дети и их родители получат доступную медицинскую помощь, даже в самых удаленных регионах.
Планируется не только обновление ряда протоколов, но и разработка новых по критически важным вопросам.
- Министр здравоохранения поставил перед вами ряд задач.
- Министерство обозначило передо мной стратегически важные задачи. Первая из них — самая сложная: концептуально изменить подход к ведению детей с неврологическими проблемами в Кыргызстане и привести медицинскую помощь к стандартам международного уровня. Это серьезный вызов для меня, и я готова активно участвовать, чтобы дать службе детской неврологии новое дыхание, применить свои знания, опыт и энергию.
Я осведомлена о проблемах и потребностях детей и знаю, как их решать. Нам предстоит большая работа. Многие начинания уже запущены и требуют продолжения: анализ работы и показателей службы за предыдущие годы с выводами и стратегическими рекомендациями, определение раннего выявления и вмешательства как приоритетов, внедрение международных классификаций и реабилитационных подходов, работа над нормативными актами и клиническими протоколами, развитие и укрепление мультидисциплинарного и межведомственного взаимодействия, а также обучение всех специалистов, оказывающих медицинскую помощь детям с неврологическими заболеваниями на всех уровнях здравоохранения и многое другое.

Читайте также: