Как изменились доходы, пенсии и жилищные условия кыргызстанцев за пять лет?

Редакция Kaktus.media проанализировала данные о жизненном уровне граждан.
Восстановление доходов после экономического спада
В последние годы среднедушевые денежные доходы населения Кыргызстана значительно увеличились. В 2020 году среднемесячный доход на душу населения составлял около 5 625 сомов, а к 2024 году он возрос до 11 319 сомов, что почти удвоило этот показатель. Основной причиной такого роста стало повышение заработной платы и доходов от предпринимательства. Номинальная среднемесячная зарплата возросла с 18 940 сомов в 2020 году до 36 047 сомов в 2024-м. Даже с учетом инфляции, реальная зарплата восстановилась: после падения в 2021 году (реальные зарплаты снизились примерно на 9% из-за пандемии) в 2022 году наблюдается рост на 20,5%, а в 2023-2024 годах — дальнейшее умеренное увеличение на 7-8% ежегодно.Хотя увеличение доходов является положительным сигналом, важно заметить, что большая часть этого роста была номинальной и пришлась на период с высокой инфляцией. Прожиточный минимум за 2020-2024 годы возрос на почти 50% — с 5 359 сомов в месяц в 2020 году до 7 964 сомов в 2024 году, что отражает подорожание основных товаров и услуг. Тем не менее, динамика реальных доходов показывает, что к 2024 году благосостояние среднестатистического кыргызстанца не только восстановилось после падения 2020 года, но и улучшилось по сравнению с докризисным уровнем.
Социальные выплаты и пенсии
За рассматриваемый период социальная поддержка населения характеризуется как ростом размеров выплат, так и увеличением числа получателей.Пенсионное обеспечение. Число пенсионеров в Кыргызстане неуклонно увеличивается — с 736 тыс. в конце 2020 года до 846 тыс. в конце 2024-го. Ежегодный прирост пенсионеров составил около 3-4%. Теперь на каждую тысячу жителей приходится 116 пенсионеров (в 2020 году — 111). Соотношение занятых в экономике к числу пенсионеров колеблется около 3,1-3,3 работающих на одного пенсионера, что подразумевает старение населения и растущую нагрузку на бюджет Социального фонда.
Средний размер назначенной месячной пенсии также возрос за эти годы. В 2020 году средняя пенсия составляла 6 102 сома, а к концу 2024 года увеличилась до 10 717 сомов. Наиболее значительный рост наблюдается в 2022 году (увеличение на 26,5% за счет индексаций и доплат), а затем продолжился в 2023-2024 годах более умеренными темпами (около +15% ежегодно). Благодаря этим мерам удалось частично компенсировать влияние инфляции на пенсионеров: если в 2020-2022 годах реальный размер пенсий снижался, то в 2023 году реальная пенсия увеличилась на 4,3%, а в 2024 году — на 8,8%. В результате к 2024 году средняя пенсия превышает прожиточный минимум пенсионера более чем на 50%, в то время как в 2020 году это превышение составляло около 27%.
Финансовое состояние Социального фонда. Значительное увеличение пенсий и социальных выплат отразилось на бюджете Социального фонда. Доходы фонда от страховых взносов выросли с 33,2 млрд сомов в 2020 году до 73,7 млрд сомов в 2024 году, что указывает на рост фонда оплаты труда в экономике. Однако пенсионные расходы фонда увеличивались еще быстрее: с 48,6 млрд сомов в 2020 году до 93,2 млрд сомов в 2024 году. Это свидетельствует о структурном дефиците пенсионной системы и необходимости реформ, направленных на стимулирование занятости и оптимизацию пенсионных обязательств.
Увеличение неравенства и восстановление уровня бедности
Уровень бедности. Экономические кризисы 2020-2021 годов оказали значительное влияние на благосостояние наиболее уязвимых слоев населения. Уровень бедности (доля населения с потреблением ниже черты бедности) возрос с 25,3% в 2019-2020 годах до 33,3% в 2021 году. Каждый третий гражданин оказался за чертой бедности на пике кризиса, а в абсолютных цифрах число бедных превысило 2,3 млн человек в 2022 году. Однако по мере восстановления экономики и увеличения социальной поддержки ситуация начала меняться к лучшему. В 2023 году уровень бедности снизился до 29,8%, а по итогам 2024 года — до 25,7%, что почти вернуло его к допандемийному уровню. Тем не менее, каждый четвертый кыргызстанец все еще живет в условиях бедности, но тенденция является позитивной. Снижение бедности на 4,1 процентных пункта в 2024 году связано с ростом доходов и индексацией социальных выплат.Особое внимание стоит уделить уровню крайней бедности, который до пандемии был незначительным (менее 1% в 2019-2020 годах), но в 2021 году резко возрос до 6%. Наиболее уязвимые группы населения значительно пострадали во время кризиса. В 2022-2023 годах уровень крайней бедности оставался на уровне около 5%, однако в 2024 году произошел заметный прогресс: он снизился до 2,7%, хотя это все еще втрое выше допандемийного значения. Сокращение крайней бедности является позитивным знаком, свидетельствующим о целенаправленной поддержке самых нуждающихся, но разрыв с докризисным уровнем остается значительным.
Неравенство доходов. Существенное увеличение разрыва в доходах между богатыми и бедными стало одним из тревожных последствий последних лет. Коэффициент Джини (показатель неравенства) повысился с 0,344 в 2020 году до 0,422 в 2022 году, достигнув максимума 0,434 в 2023 году. В 2024 году наблюдается небольшое снижение неравенства (Джини = 0,412), однако этот показатель все еще значительно выше допандемийного уровня.
Квинтильный коэффициент, показывающий, во сколько раз средний доход 20% самых богатых превышает доход 20% самых бедных, увеличился с 5,9 раз в 2020 году до 8,5 раз в 2022 году, достигнув пика 10,5 раз в 2023 году. В 2024 году разрыв сократился до 9,1 раза, что все еще является исторически высоким уровнем. Это означает, что пятая часть наиболее обеспеченных граждан получает почти половину всех доходов в стране (47-48%), в то время как на долю самой бедной пятой части приходится всего около 5% совокупных доходов. Увеличение неравенства, вероятно, связано с тем, что кризис сильнее ударил по низкодоходным категориям, в то время как более обеспеченные граждане смогли быстрее восстановить свои доходы. Государственные меры в 2022-2024 годах (повышение минимального размера оплаты труда, индексация пенсий и пособий, поддержка малого бизнеса) слегка сгладили эти диспропорции, однако разрыв остается значительно большим, чем в докризисные годы.
Изменения в потреблении и бытовых условиях
Структура потребления. С увеличением доходов изменились и расходы домохозяйств. Средние ежемесячные расходы на человека возросли с 3 351 сома в 2020 году до 6 026 сомов в 2024 году, что свидетельствует о почти двукратном росте расходов, значительная часть которого связана с инфляцией. Более показательной является динамика структуры расходов: доля затрат на продовольствие снизилась с ~51% до ~47% от всех расходов, в то время как доля на непродовольственные товары и услуги возросла. В абсолютном выражении средние месячные расходы на питание увеличились с 1 717 сомов до 2 808 сомов на человека, однако их относительная доля уменьшилась. Расходы на непродовольственные товары возросли с 847 до 1 614 сомов, а расходы на услуги — с 787 до 1 604 сомов в месяц. Эта динамика рассматривается как положительный признак: по мере роста благосостояния семьи могут тратить меньше на базовые продукты и больше на товары длительного пользования, образование, здравоохранение и другие аспекты, повышающие качество жизни.Бытовая техника и имущество. За последние пять лет большинство ключевых показателей обеспеченности домохозяйств улучшились. Практически у всех семей есть холодильники: на 100 домохозяйств приходится 102 холодильника (по сравнению с 94 в 2020 году). Наличие стиральных машин увеличилось с 82 до 92 единиц на каждые 100 семей, что указывает на распространение удобств для стирки. Использование электрических пылесосов возросло с 39 до 52 на 100 семей, что говорит о росте доступности современной бытовой техники даже в регионах. Доступность легковых автомобилей увеличилась и составляет примерно 32% семей (против 27% в 2020 году). Несмотря на это, автомобиль по-прежнему остается роскошью для большинства, особенно в сельской местности.
Интересно, что количество домохозяйств с персональными компьютерами осталось примерно на том же уровне, что и пять лет назад (около 13 на 100 семей). Пик использования был зафиксирован в 2021 году (15%), после чего наблюдается снижение. Это может объясняться переходом на мобильные устройства: проникновение смартфонов и мобильной связи значительно увеличилось. На 100 домохозяйств приходится 257 мобильных телефонов — в среднем более двух на семью, что отражает высокую мобильную подключенность населения. В то же время старые устройства, такие как стационарные магнитофоны и видеомагнитофоны, практически исчезли из обихода (с 12 на 100 хозяйств в 2020 году до 4 в 2024 году) из-за устаревания технологий.
В целом, за последние годы кыргызстанцы стали лучше обеспечены бытовой техникой, что положительно сказывается на качестве жизни. Однако сохраняются различия в уровне жизни разных групп: не каждая семья может позволить себе автомобиль или компьютер, и эти товары в основном сосредоточены в городах и среди более обеспеченных граждан. Тем не менее, общая картина показывает медленное, но верное приближение к современным стандартам жизни, когда базовая бытовая техника доступна большинству домохозяйств.
Увеличение жилищного фонда, но ограниченность площади
Доступность и площадь жилья. За пятилетний период совокупный жилищный фонд страны увеличился примерно на 10% — с 86,46 млн м² в 2020 году до 95,71 млн м² в 2024 году. Это свидетельствует о активном строительстве нового жилья, особенно в 2023-2024 годах (рекордный ввод жилья — более 4 млн м² в 2024 году). Однако рост населения нивелировал эффект от нового строительства: обеспеченность жильем на душу населения практически не изменилась. В среднем на одного жителя Кыргызстана приходится около 13,0-13,1 м² жилой площади. Для сравнения, в 2020 году этот показатель составлял 13,0 м² на человека, а в 2024 году — 13,1 м². В промежуточные годы он даже снижался до 12,7-12,8 м² из-за опережающего прироста населения относительно ввода жилья. Таким образом, проблема недостаточного пространства для проживания остается актуальной, особенно для многодетных семей.Следует также отметить различия между городом и селом. В городах обеспеченность жильем на душу населения выше (в Бишкеке и других городах — около 14 м² на человека), тогда как в сельской местности — около 12-13 м². Это объясняется как большим средним размером семей в селах, так и хуже развитой инфраструктурой. Кроме того, значительная часть сельских домов — это одноэтажные старые постройки, где на семью может приходиться скромная жилая площадь.
Очередь на жилье. Показателем нехватки жилья является число граждан, состоящих на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. На конец 2024 года около 12,2 тыс. семей (включая одиночек) стояли в такой очереди. За период 2020-2024 годов этот показатель немного снизился (с 15,6 тыс. семей в 2020 году до ~11,9 тыс. в 2022 году), но затем застыл на уровне чуть более 12 тыс. семей. Каждый год лишь немногие семьи получают новое жилье или улучшение условий по гослинии (например, в 2024 году — около 0,1 тыс. семей, то есть порядка ста очередников решили свой жилищный вопрос). Это означает, что без значительного увеличения объемов социального жилья или ипотечных программ очередь на жилье останется актуальной на долгие годы. Доступность собственного жилья для молодых семей и городских низкодоходных групп остается низкой.
Физическое состояние жилья. Позитивной новостью является практически полное устранение ветхого и аварийного жилья из официальной статистики. Объем жилья, признанного аварийным, сократился с 25,9 тыс. м² в 2020 году до 4,6 тыс. м² в 2024 году, что составляет менее 0,01% от общего жилищного фонда. Эта резкая динамика может свидетельствовать о том, что старые и опасные постройки были либо отремонтированы, либо снесены и заменены на новое жилье. Ветхие строения советской эпохи почти полностью исчезли из учета. Однако стоит отметить, что статистика учитывает лишь формально признанное аварийным жилье. Некоторые семьи продолжают жить в плохих условиях (например, в старых сельских домах или перенаселенных общежитиях), которые не оформлены как аварийные.
Благоустройство и коммунальные удобства. Одним из наиболее острых вопросов остается доступность базовых коммунальных услуг — таких как водопровод, канализация, отопление и газ. Здесь сохраняется значительный разрыв между городом и селом.
В городах ситуация постепенно улучшается. На конец 2023 года около 73% городской жилплощади имели центральный водопровод, примерно 64% — канализацию, 34-35% — центральное отопление, 42% — газоснабжение. Однако в 2024 году эти показатели несколько снизились (водопроводом оборудовано 68,8% городской площади, канализацией — 59,2%, отоплением — 32,7%). Это может быть связано с быстрым вводом нового жилья, которое не всегда оснащается центральными коммуникациями, или изменением методики учета. В целом около двух третей городского жилья обеспечено водой и канализацией, в то время как треть остается без этих удобств (возможно, это частный сектор на окраинах городов). Центральное отопление доступно лишь для каждого третьего городского дома — в основном в многоквартирных домах старой постройки, тогда как новое жилье часто отапливается автономно. Около 15% городских квартир имеют горячее водоснабжение, что означает, что большинству горожан по-прежнему недоступна горячая вода из крана без дополнительных установок.
В сельской местности коммунальная инфраструктура остается крайне слабой. Только 15% сельского жилья обеспечены водопроводом, в то время как 85% сельчан получают воду из колодцев или общественных колонок. Централизованная канализация почти отсутствует — охват составляет 6,3% в 2024 году, что означает, что большинство сельских домов не имеют подключения к канализационным сетям. Газификация сельского жилья составляет только 9,3%, и даже этот уровень снизился по сравнению с 2020 годом (около 15%), вероятно, из-за прекращения баллонного газоснабжения в некоторых районах. Центральное отопление в сельской местности практически отсутствует (около 3% домов подключены к редким местным котельным). Таким образом, жители села продолжают использовать печное отопление, что создает дополнительные бытовые трудности и экологические проблемы.
Разница в уровне благоустройства между городом и селом остается одной из самых острых социальных проблем. Это сказывается на здоровье населения, образовательных и трудовых возможностях, а также на миграции — многие молодые люди уезжают из сел в города или за границу. Несмотря на локальные проекты по улучшению водоснабжения и санитарии, прогресс идет медленно, а в некоторых случаях наблюдается даже откат. Вероятно, необходимы крупные инвестиции в сельскую инфраструктуру для сокращения этого разрыва и обеспечения базовых условий жизни для всех.

Читайте также: