Главные новости » Эксклюзив » Ждет ли Казахстан массовое бегство богатых?
Эксклюзив

Ждет ли Казахстан массовое бегство богатых?

107
Ждет ли Казахстан массовое бегство богатых?

Обсуждение возможности введения налога на предметы роскоши в Казахстане началось еще в 2013 году, однако лишь с 2022 года этот вопрос стал более предметным. Изначально налог планировалось включить в новый Налоговый кодекс, который должен был вступить в силу в начале этого года, но документ все еще находится в стадии разработки.

27 марта вице-министр национальной экономики Азамат Амрин заявил, что в стране «отдельного налога на роскошь не будет», добавив, что предполагается повышенное налогообложение на определенные товары, такие как алкоголь, недвижимость и транспорт.

Несколько дней спустя министр национальной экономики Серик Жумангарин подтвердил слова своего заместителя, объяснив причины, по которым ведомство отказалось от идеи введения «отдельного налога на роскошь».

– Необходимо четко определить, что именно считается роскошью. Если рассматривать уже существующее обложение, то оно и есть роскошь. Например, если общая стоимость вашей недвижимости превышает 450 миллионов тенге, то вы будете платить фиксированную сумму в 3 миллиона в год плюс 2% от суммы превышения. Для автомобилей стоимостью более 75 миллионов также предусмотрены повышенные ставки, включая дорогой алкоголь и сигары, – сказал министр.

Жумангарин, занявший пост в декабре 2024 года, похоже, не полностью в курсе работы министерства при предыдущих руководителях. На протяжении всего обсуждения налога на роскошь речь шла именно о налогообложении конкретных предметов.

Суммы, озвученные министерством, не отличаются от тех, которые были предложены в прошлом году. Например, алкоголь и табак стоимостью выше 5 миллионов тенге будут облагаться акцизом в размере 10%, а для легковых автомобилей свыше 75 миллионов тенге планируется повышение ставок. Также планируется обложение дорогих морских судов и летательных аппаратов, однако пороги стоимости и ставки пока не уточнены.

Пока что повышать налог на недвижимость не планируется, но теперь при расчете налога будут учитываться все объекты, принадлежащие физическому лицу. В настоящее время действует дифференцированная ставка: от 0,05% для имущества стоимостью ниже 2 миллионов тенге до 2% на недвижимость выше 450 миллионов тенге.

Если у человека есть 5 квартир стоимостью по 100 миллионов тенге каждая, то он сейчас платит налог по ставке 0,6% и фиксированную сумму в 300 тысяч тенге за каждую, а в будущем будет платить 2% от общей стоимости, что составит почти 3 миллиона, поскольку общая сумма превышает 450 миллионов.

Идея обложения дополнительным налогом состоятельных казахстанцев выглядит вполне разумной, учитывая высокий уровень неравенства в стране. Перераспределение ресурсов в пользу большинства населения – дело важное и благородное.

Тем не менее, остается открытым вопрос о том, насколько эффективным этот налог окажется в казахстанских условиях, сможет ли он обеспечить значительные поступления в бюджет и будут ли состоятельные граждане его уплачивать.

Законы могут быть обойдены

Первоначально планировалось вводить налог на роскошь после внедрения всеобщего декларирования доходов и имущества граждан. Это логично: без системного учета будет сложно контролировать имущество. Хотя от идеи всеобщего декларирования пока отказались, отдельные категории граждан, такие как предприниматели и госслужащие, все же подают декларации, что подразумевает наличие у них средств для роскошной жизни.

Тем не менее, маловероятно, что олигархи и другие влиятельные лица сдадутся без сопротивления. За годы финансовой деятельности в Казахстане они научились не только обходить законы, но и адаптировать их под свои интересы.

Пока что информации о новом налоге не так много, и все, что известно, исходит от представителей министерства. Однако уже сейчас можно заметить потенциальные лазейки для уклонения от налога.

Можно даже утверждать, что сами инициаторы налога намекают на эти возможности. Например, Азамат Амрин отметил, что если имущество разделить между несколькими собственниками, это не будет считаться «серой» схемой. Можно также зарегистрировать имущество на юридическое лицо, или на благотворительный фонд, либо на некоммерческую организацию.

Такие же схемы можно применять к автомобилям, яхтам и самолетам. Это хорошо известная практика среди состоятельных казахстанцев. Например, после трагедии на шахте «Казахмыс», принадлежащей миллиардеру Вячеславу Киму, выяснилось, что в 2024 году филиал компании «Жезказганцветмет» приобрел бизнес-джет Airbus ACJ220-110 TwoTwenty стоимостью 83 миллиона долларов. В компании заявили, что самолет предназначен не для физических лиц, а его покупка была вызвана производственными нуждами, однако никаких подробностей о таких нуждах не предоставили.

Элитный алкоголь и табак в основном закупаются за границей, и отследить объемы ввоза сложно. Например, в Китае на ввоз люксовых товаров действуют высокие пошлины – от 30% до 50%. Это касается как товаров для продажи, так и для личного пользования.

Импортные пошлины представляют собой более удобный способ налогообложения предметов роскоши, включая дорогие автомобили и яхты. Однако для казахстанских олигархов нет ничего сложного в том, чтобы держать яхту на своей вилле за границей, где они могут наслаждаться сигарами и коньяком.

Имеются ли альтернативы?

Во многих развитых странах вместо контроля за покупками состоятельных граждан применяют прогрессивный подоходный налог, где ставка растет с увеличением доходов. Это выполняет ту же функцию перераспределения ресурсов, но приносит значительно больше доходов в бюджет. Хотя уклонение от такого налога тоже возможно, в конечном итоге он оказывается более эффективным.

Например, в Германии налог на роскошь был отменен в 1997 году из-за сложности его администрирования и незначительных поступлений. В настоящее время его функции выполняет прогрессивный подоходный налог, а также налоги на имущество и наследство.

Периодически в Казахстане также обсуждается возможность введения прогрессивного подоходного налога, но на практике эти разговоры не приводят к результатам. И, вероятно, в новый Налоговый кодекс эта мера не будет включена. Как именно будут облагаться предметы роскоши и будут ли вообще, остается непонятным, поскольку проект нового Налогового кодекса пока не был представлен и согласован.

Существует вероятность, что в конечной версии даже тот закон, который будет принят, станет еще более мягким. Примером этому служит опыт России, где обсуждение различных способов налогообложения предметов роскоши началось в 2012 году, и в итоге в 2014 году налог был введен только на дорогие автомобили, что оказалось легко обойти, и поступления от этой инициативы оказались минимальными.

К сожалению, Казахстан часто перенимает российский опыт, что заставляет предполагать, что от налога на роскошь останется только название. Хотя Жумангарин поспешил дистанцироваться от этого термина.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт topnews.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК