Ассоциация нефтетрейдеров Кыргызстана прогнозирует дальнейший рост цен на ГСМ

Согласно данным Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана, с начала 2025 года на топливном рынке страны не было значительных колебаний цен. Однако с июля текущего года наблюдается постепенный рост цен на ГСМ, так как трейдеры начали реализовывать запасы, приобретенные по высоким ценам. Учитывая продолжающееся увеличение отпускных цен на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) в России, ожидается дальнейший рост розничных цен на нефтепродукты в Кыргызстане. Основной задачей нефтетрейдеров остается предотвращение дефицита на внутреннем рынке.
В первом полугодии 2025 года динамика отпускных цен НПЗ РФ показывала умеренные колебания: стоимость АИ-92 колебалась от 50 до 53 тысяч рублей за тонну, АИ-95 — от 62 до 64 тысяч рублей, а дизельное топливо — от 51 до 52 тысяч рублей за тонну.
С начала июня 2025 года на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже наблюдается тенденция к росту цен на нефтепродукты. В августе цены на АИ-92 и АИ-95 достигли исторических максимумов: АИ-92 составил 71,3 тыс. руб./тн, АИ-95 — свыше 80 тыс. руб./тн, а дизельное топливо — более 60 тыс. руб./тн.
Среди факторов, способствующих росту биржевых котировок, можно выделить сезонное увеличение спроса и проведение как плановых, так и неплановых ремонтов на НПЗ, которые традиционно проводятся в летние месяцы. Непредвиденные ремонты стали следствием атак дронов на российские НПЗ, что привело к снижению производства нефтепродуктов и, как следствие, к росту цен.
В ответ на сложившуюся ситуацию российское правительство беспокоится о дефиците и вводит запрет на экспорт бензина на указанный период. Несмотря на это, в некоторых регионах России уже фиксируется нехватка нефтепродуктов.
Кыргызстан, являясь импортозависимой страной в вопросах обеспечения населения ГСМ (95% импорта осуществляется из России), также ощущает влияние роста экспортных цен на нефтепродукты. Важно отметить, что розничные цены на топливо в Кыргызстане по-прежнему остаются одними из самых низких в регионе по сравнению с соседними государствами, такими как Таджикистан и Узбекистан, которые также зависят от импорта из России.
На август 2025 года средние розничные цены на ГСМ в соседних странах выглядят следующим образом:
Таджикистан
Узбекистан
Кыргызстан
Разница, сом/литр
Бензин АИ-92
92,90
88,80
69,50
+ 23,40 / +19,30
Дизтопливо
99,90
86,90
76,50
+ 23,40 / + 10,40
Таким образом, в Таджикистане цены на бензин марки АИ-92 и дизельное топливо выше на 23,40 и 19,30 сом за литр соответственно, а разница с Узбекистаном составляет 23,40 сом за бензин АИ-92 и 10,40 сом за дизтопливо.
Что касается Казахстана, то эта страна обладает значительными запасами нефти — около 100 млн тонн в год, из которых 90 млн тонн идут на экспорт, а 10 млн перерабатываются на местных заводах. Розничные цены на ГСМ здесь одни из самых низких в мире, и фактически они реализуются с отрицательной маржой. Убытки от такой продажи субсидируются государством за счет доходов от экспорта нефти. Однако, как отмечает Ассоциация нефтетрейдеров, низкие цены на ГСМ могут привести к долгосрочным кризисам в нефтяной отрасли.
Среди долгосрочных последствий можно выделить:
— снижение рентабельности НПЗ, деградацию производственных мощностей, ограничение возможностей для модернизации и инвестиций.
— нелегальный вывоз ГСМ (до 500 тысяч тонн в год) из-за ценового дисбаланса с соседними странами, что приводит к дефициту топлива в приграничных регионах Казахстана.
По этой причине с 30 января 2025 года Министерство энергетики Казахстана отменило государственное регулирование цен и перешло на рыночное ценообразование, что должно помочь сбалансировать цены в зависимости от спроса и предложения. Постепенное выравнивание цен с соседними странами создаст стимулы для инвестиций в нефтеперерабатывающую отрасль, снизит дефицит топлива и устранит нелегальный экспорт.
Либерализация рынков может стать основой устойчивого экономического развития, поскольку она предполагает устранение государственных ограничений, мешающих нормальному функционированию рыночной экономики.
Обсудим?
Смотрите также: