Главные новости » Общество » Журналисты и юристы просят вернуться к согласованной редакции Закона "О СМИ"
Общество

Журналисты и юристы просят вернуться к согласованной редакции Закона "О СМИ"

494
Группа экспертов в области медиа и юриспруденции, которые принимают участие в рабочей группе по доработке законопроекта "О средствах массовой информации", направила обращение к президенту Садыру Жапарову, председателю Жогорку Кенеша Нурланбеку Тургунбек уулу, депутатам парламента и международным организациям, действующим в Кыргызстане.

Рабочая группа была сформирована в марте 2024 года по поручению президента Кыргызской Республики, и ее участники выразили серьезную озабоченность по поводу ситуации с законопроектом "О средствах массовой информации" на этапе второго и третьего чтений.
"Мы искренне надеемся, что новый закон обеспечит устойчивый баланс между интересами общества и государства, а также надежно защитит основные права граждан, включая право на свободу слова, выражения и получение информации, закрепленные в Конституции Кыргызской Республики.

Участники рабочей группы напомнили, что работа над законопроектом началась в 2022 году и продолжалась более двух лет с учетом множества экспертных консультаций, политических дискуссий и общественных обсуждений.
"В начале 2024 года открытая встреча представителей медиасообщества с президентом придала новый импульс этой работе. Важность этой встречи заключалась в формировании современной медиа-политики, направленной на защиту свободы слова и создание сбалансированной законодательной базы, отличающейся прозрачностью и вовлеченностью гражданского общества. По итогам этой встречи в марте 2024 года Министерство культуры издало приказ о создании рабочей группы, в которую вошли представители администрации президента, госорганов, депутаты Жогорку Кенеша, независимые эксперты и профессионалы медиасферы", - сообщается в обращении.

Результатом совместной и открытой работы стало создание шестой редакции законопроекта, в которой были учтены мнения и предложения, поступившие во время обсуждений.

Этот текст стал компромиссным решением, отражающим как правовые требования к медиа, так и обязательства Кыргызской Республики по соблюдению прав человека.

  • Предусматривалась добровольная регистрация интернет-изданий;
  • устанавливались прозрачные процедуры;
  • усиливалась защита источников информации;
  • запрещалась цензура;
  • вводились адекватные гарантии против произвольного вмешательства в работу редакций.
После успешного первого чтения в парламенте прошло общественное слушание с участием различных заинтересованных сторон, включая представителей медиасферы, экспертов, госорганов и международных организаций. Это дало возможность дополнительно обсудить важные аспекты законопроекта и подтвердить его соответствие принципам открытого регулирования.

"Мы понимали, что в процессе подготовки ко второму чтению возможны небольшие уточнения, но не ожидали кардинальных изменений концепции проекта. В этом духе продолжалась работа со стороны членов рабочей группы и представителей гражданского сектора", - подчеркивается в обращении.

Важно отметить, что международные правозащитные организации, включая специального докладчика ООН по свободе слова, Венецианскую комиссию и организации ОБСЕ, ранее высказывали серьезные замечания к предыдущим версиям законопроекта.

"К числу таких замечаний относится недопустимость обязательной регистрации онлайн-СМИ, чрезмерные полномочия госорганов в регулировании редакционной политики, неясные основания для отказа в регистрации и приостановлении деятельности СМИ, а также отсутствие независимого контроля и механизмов судебного обжалования. Эти аспекты были учтены в ходе доработки, и шестая версия значительно устранит спорные положения, что позволяет говорить о прогрессе в приближении проекта к международным стандартам.

Однако 16 июня 2025 года на заседании комитета по социальной политике Жогорку Кенеша ситуация изменилась. Во втором чтении были внесены поправки, которые фактически аннулировали ранее достигнутые компромиссы и согласования. В законопроект были добавлены нормы, обязывающие регистрацию всех цифровых платформ, включая веб-сайты и блоги, в качестве СМИ, независимо от их регулярности и целей. Запрет был установлен на участие иностранных физических и юридических лиц в учреждении СМИ с долей участия более 35%, без различия между коммерческими и общественными интересами.

  • Особую обеспокоенность вызывает поправка, наделяющая кабинет министров исключительными полномочиями по определению порядка регистрации, перерегистрации и прекращения деятельности СМИ. Это создает угрозу монополизации и риски злоупотреблений, подрывающих принцип разделения властей, поскольку такие важные процедуры должны регулироваться на уровне закона с вовлечением парламента и судебной власти", - отмечают представители сектора.
При этом официальные итоги рассмотрения законопроекта и решения комитета по социальной политике от 16 июня так и не были опубликованы.

"Это является нарушением регламента Жогорку Кенеша, который требует прозрачности в парламентских процедурах. Таким образом, общественность и даже члены рабочей группы вынуждены ориентироваться исключительно на стенограмму обсуждения, что не позволяет получить официально подтвержденную информацию о содержании внесенных поправок и процедуре их одобрения.

Предложенные изменения не только противоречат достигнутому консенсусу в рамках рабочей группы, но и фактически возвращают законодательный процесс к спорным положениям, которые обсуждались до встречи с президентом в начале 2024 года. Такое развитие событий вызывает недоумение среди профессионалов и гражданского общества, так как игнорирует вложенные усилия, экспертные оценки и принципы открытого диалога, на которых основывались реформы", - подчеркивается в документе.

Члены рабочей группы также выражают серьезную обеспокоенность тем, что законопроект может быть принят в редакции, не соответствующей духу Конституции КР, что может привести к ухудшению медиасреды, ограничению плюрализма, росту самоцензуры и увеличению административного давления на независимые редакции.

"Мы считаем абсолютно недопустимым передавать кабинету министров полномочия, касающиеся фундаментальных прав и свобод, включая право на распространение информации, без четких гарантий, надзора и правовых рамок. Такие нормы не только нарушают принцип правовой определенности, но и открывают путь к произвольному вмешательству, что противоречит положениям статей 20, 31 и 33 Конституции.

В этой связи мы призываем президента КР обратить внимание на текущую ситуацию и восстановить конструктивный диалог, начатый в начале 2024 года. Мы также обращаемся к председателю Жогорку Кенеша и депутатам с просьбой вернуть проект Закона "О средствах массовой информации" на дополнительную доработку во втором чтении, учитывая рекомендации международных институтов, выводы независимых экспертов и текст шестой редакции, разработанной в рамках рабочей группы. Мы предлагаем организовать расширенные парламентские слушания с участием представителей СМИ, правозащитников и профильных государственных органов для обеспечения по-настоящему демократического обсуждения будущего правового регулирования в медиа-сфере", - говорится в обращении.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт topnews.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК