HRW: Принятые парламентом Кыргызстана законопроекты угрожают свободе СМИ и защите от пыток
Первый документ, касающийся Закона "Об омбудсмене", фактически упраздняет независимый Национальный центр по предупреждению пыток, объединяя его с офисом омбудсмена. Второй проект, Закон "О СМИ", наделяет власти широкими полномочиями для отказа в регистрации медиа, ограничения их деятельности и закрытия без необходимости судебного решения.
Синят Султаналиева, исследователька HRW, отметила: "Принятые законы ставят под угрозу защиту прав человека, подрывая ключевые механизмы противодействия пыткам и независимость СМИ". Она добавила, что "президент Садыр Жапаров обязан наложить вето на эти законопроекты, так как они противоречат международным обязательствам Кыргызстана и угрожают безопасности граждан".
Оба законопроекта были приняты в ускоренном порядке, что лишило депутатов и гражданское общество возможности тщательно изучить и обсудить внесенные изменения.
Human Rights Watch также напомнила, что идея объединения Национального центра по предупреждению пыток с офисом омбудсмена обсуждалась ранее. В 2022 году Управление Верховного комиссара ООН по правам человека призывало власти Кыргызстана отказаться от этой инициативы, подчеркивая риски для системы предотвращения пыток. Подобные рекомендации поступали и от других международных организаций.
Критике подвергся и законопроект о СМИ, который, по мнению HRW, предназначен для контроля над информацией и подавления независимых мнений. Новый закон, принятый 25 июня, отклонил компромиссный текст, согласованный с экспертами и представителями СМИ за 18 месяцев консультаций. Теперь он требует регистрацию всех сайтов как СМИ, угрожая им запретом на распространение информации и уголовным преследованием.
Дополнительно документ ограничивает иностранное участие в медиа до 35% доли в собственности, не разделяя коммерческие и некоммерческие СМИ. Human Rights Watch подчеркивает, что такие меры особенно негативно скажутся на независимых организациях, работающих на грантовой основе.
Правозащитники призвали международные структуры Кыргызстана, включая Европейский союз, выразить свою обеспокоенность и потребовать от президента Жапарова отклонить эти законы. HRW напомнила, что подобные инициативы противоречат принципам верховенства права, закрепленным в Соглашении о расширенном партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Кыргызстаном.
Султаналиева отметила: "Эти законопроекты представляют собой серьезный шаг назад в области правозащитных обязательств Кыргызстана". Она подчеркнула, что "сейчас все зависит от президента Жапарова, который должен остановить принятие этих опасных законов и обеспечить прозрачность и общественное обсуждение будущих инициатив, касающихся фундаментальных свобод".
Напоминаем, что 25 июня 2025 года Жогорку Кенеш принял два значимых законопроекта о ликвидации Национального центра по предупреждению пыток и о средствах массовой информации.
Поправки в закон "Об акыйкатчы (омбудсмене)" предполагают объединение Центра по предупреждению пыток с офисом омбудсмена. Эта инициатива вызвала критику со стороны ряда депутатов, которые указали на отсутствие обсуждения таких изменений при первом чтении. Они отметили, что Национальный центр выполнял важную функцию мониторинга мест лишения свободы и профилактики пыток, которую теперь некому будет исполнять.
Депутат Гуля Кожокулова высказала мнение, что концепция закона была искажена, а упразднение Центра противоречит международным обязательствам Кыргызстана. Депутат Исхак Масалиев также выразил недовольство, подчеркнув, что омбудсмен не сможет выполнять функции независимого органа по предотвращению пыток. Однако за закон проголосовали 62 депутата, против выступили шесть.
В тот же день депутаты поддержали законопроект о СМИ во втором и третьем чтениях, который также подвергся критике со стороны медиаэкспертов. Новый закон усиливает регулирование и требует обязательной регистрации всех интернет-ресурсов как СМИ, что, по мнению представителей отрасли, создает угрозу для независимых платформ и организаций. Предложения пересмотреть документ с учетом предыдущей компромиссной редакции были отклонены. Закон был принят большинством голосов - 57 депутатов поддержали его в третьем чтении.
Обсудим?
Смотрите также: