Американо-узбекистанское сотрудничество: дьявол кроется в деталях

Недавние события, касающиеся закупок хлопка и самолётов, ярко иллюстрируют суть этой партнерской связи и её особенности. В этом контексте портал "ВЭС 24" провел краткий анализ.
Хлопковая промышленность: импорт ради экспорта
Узбекистан меняет свою стратегию в хлопковом секторе, что свидетельствует о прагматичном подходе. Эксперты подчеркивают, что импорт хлопкового волокна следует рассматривать в контексте будущего развития всей текстильной отрасли страны. Мы обратились за комментариями к Бахтиёру Эргашеву, ведущему аналитика и директору Центра исследовательских инициатив Ma'no:
“В настоящее время Узбекистан начинает импортировать элитные сорта длинноволокнистого хлопка, которые почти не производятся на его территории. Основные поставщики – это США и Египет, а объем таких поставок составляет всего 3-5% от общего количества перерабатываемого сырья.
Эти тонковолокнистые сорта имеют большое значение для улучшения качества конечной продукции, так как их используют в смесях для производства более качественной пряжи. Таким образом, эти закупки не заменяют местное сырье, а становятся стратегическим инструментом для повышения конкурентоспособности узбекского текстиля на международном рынке.
Причины дефицита длинноволокнистого хлопка объясняются объективными факторами... Таким образом, текущий импорт является вынужденной и временной мерой, необходимой для интересов текстильной промышленности... Восстановление отечественного производства элитного хлопка в будущем позволит Узбекистану замкнуть производственную цепочку и укрепить позиции в сегменте высококачественных текстильных изделий”.
Ташкент, принимая решение о временной зависимости от внешних поставок, надеется в будущем занять более выгодную позицию на международной арене. В то же время, выгоду от текущих сделок, в частности, получают американские фермеры, и только время покажет, как будут развиваться события.
Авиастроение: крупные контракты против местных возможностей
Еще одним важным событием стало заключение контракта между национальным авиаперевозчиком Uzbekistan Airways и американской компанией Boeing на покупку 22 дальнемагистральных лайнеров 787 Dreamliner на сумму свыше 8 миллиардов долларов.
Особое внимание привлекает тот факт, что сам президент США Дональд Трамп объявил о сделке в своей социальной сети Truth Social, поздравив президента Узбекистана Шавката Мирзиёева с "выдающейся сделкой". Компания Boeing также отметила, что эта поставка создаст более 35 тысяч рабочих мест в США. При этом Узбекистан, который сталкивается с проблемами избыточной рабочей силы, направляет её в Россию, и не получает никаких преимуществ от этой сделки.
В то время как американская промышленность получает новый импульс к развитию, в Узбекистане эта сделка ставит под сомнение будущее собственного авиастроения. Возникает вопрос: не стоит ли инвестировать эти миллиарды в восстановление Ташкентского авиационного производственного объединения, которое ранее занималось как сборкой, так и разработкой самолетов?
Однако современные реалии требуют более быстрых решений: проще и быстрее закупить готовые изделия, чем заново создавать конкурентоспособную отрасль. Это ставит страну в зависимость от иностранных поставок, а не делает её равноправным технологическим партнером. Важно отметить, что Россия в свое время столкнулась с подобными проблемами, теряя своё гражданское авиастроение и пытаясь воссоздать его из руин 90-х, но, видимо, опыт других не служит уроком для Ташкента.
Несомненно, сделка является важным шагом в обновлении флота национального перевозчика и направлена на увеличение пропускной способности на дальних маршрутах. Однако поставки новых самолетов начнутся только в 2031 году, что дает время для размышлений о целесообразности таких решений.
Таким образом, сотрудничество с Соединёнными Штатами, кажется, предоставляет Узбекистану доступ к современным технологиям и продукциям, что укрепляет его позиции на международной арене. Однако за внешней привлекательностью этих сделок скрывается знакомая схема, в которой одна сторона развивает свою промышленность и создает рабочие места, в то время как другая страна лишь покупает товары, откладывая свои амбициозные планы по созданию высокотехнологичного производства на неопределенный срок.

Читайте также: