Почему в 2025 году в России дорожает бензин. И в каких регионах он в дефиците
Кроме того, в некоторых регионах страны наблюдаются перебои с поставками топлива. На юге России независимые автозаправочные станции прекращают свою работу из-за дефицита, а в Крыму власти были вынуждены заморозить цены и установить лимиты на продажу.
Текущая ситуация с ценами на бензин
В сентябре в России наблюдается резкий рост цен на бензин. С 1 по 29 число он подорожал в среднем на 2,48%, что является одним из самых значительных месячных скачков за последние 15 лет.На фоне этих изменений ФАС заявила о начале проверки ценообразования на автозаправочных станциях с целью выявить возможные нарушения антимонопольного законодательства. Ранее на сайте ведомства уже публиковались сообщения о наличии таких нарушений. Например, в начале октября "Газпромнефть - Региональные продажи" снизила цены на бензин в Тюмени после вмешательства ФАС.
Также в начале октября вице-премьер Александр Новак отметил, что в стране существует баланс между спросом и предложением, однако в отдельных регионах есть проблемы, которые решаются в индивидуальном порядке.
В конце сентября стало известно о решении властей Крыма зафиксировать цены на бензин из-за перебоев с поставками. В течение следующих 30 дней цена бензина АИ-92 не должна превышать 70 рублей за литр, АИ-95 — 76 рублей, а АИ-95 премиум класса — 80 рублей. Кроме того, с 1 октября введены ограничения на продажу — не более 20 литров на одну заправку. Позже власти объявили, что с 3 октября цены снизятся на 4 рубля, а лимит на продажу увеличится до 30 литров на одну машину.
В начале октября также в Хабаровском крае один из поставщиков ввел ограничения на продажу — не более 30 литров на бак. В то же время одна из крупнейших сетей АЗС в Новосибирске приостановила продажу бензина АИ-92 из-за остановки поставок с нефтеперерабатывающих заводов.
Другие регионы с дефицитом бензина:
- Ставропольский край;
- Краснодарский край;
- Ростовская область;
- Курская область;
- Рязанская область;
- Нижегородская область;
- Саратовская область;
- Алтайский край;
- Приморский край;
- Ленинградская область;
- Московская область.
В условиях дефицита в России участились случаи нелегальной продажи топлива. В интернете появляются объявления о продаже бензина сомнительного происхождения. В Крыму также поступили жалобы на низкое качество топлива: после заправки на частных АЗС у автовладельцев возникают проблемы с топливной системой. Проверка, проведенная властями, показала, что более 40% проб бензина не соответствуют стандартам ГОСТ.
Причины дефицита бензина
Эксперты выделяют несколько факторов, способствующих сокращению предложения топлива.Снижение объемов производства.
С начала года на российских нефтеперерабатывающих заводах объем выпуска бензина уменьшился почти на 10%, по данным "Коммерсантъ". Аналитики агентства "Сиала" зафиксировали рекордный уровень простоев мощностей первичной переработки нефти в сентябре — около 38% мощностей не использовались.
Согласно информации, в 70% случаев простои связаны с последствиями атак беспилотников, остальное — плановые ремонты. Часть мощностей, которые должны были быть остановлены для ремонта, продолжила работу, чтобы компенсировать потери. В результате объем доступных мощностей для выпуска бензина в сентябре сократился на 18% по сравнению с предыдущим месяцем.
Международное энергетическое агентство сообщает, что атаки на НПЗ в августе привели к снижению общей мощности на 5%.
Сложности в логистике.
В 2024 году власти снизили приоритет нефтепродуктов при железнодорожных перевозках, что изменило схемы их доставки в регионы. Это затруднило поставки на Дальний Восток, где местные перерабатывающие заводы не справляются с спросом, как отметил заместитель председателя ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев.
Повышенный спрос.
Постоянные сообщения о дефиците и росте цен на бензин заставляют потребителей запасаться топливом. Независимые АЗС не успевают реагировать на подъем спроса, что создает искусственный дефицит.
На оптовом рынке наблюдается схожая ситуация: оптовики, опасаясь нехватки бензина, увеличивают объем закупок, что также превышает производственные мощности.
В крупнейшем частном трейдере "Пролеум" отмечают, что количество заявок от клиентов в два раза превышает реальные объемы топлива, которые можно приобрести. Реальные отгрузки сократились на 40-50% по сравнению со среднегодовыми показателями. "Многие сделки переносятся, сроки отгрузок нарушаются. Существует множество сделок, оставшихся незавершенными с июля, а августовские и сентябрьские заказы также под вопросом", - сообщил управляющий партнер Максим Дьяченко.
Сезонный спрос.
Летние и осенние месяцы традиционно характеризуются повышенным спросом на бензин из-за активного внутреннего туризма. Гидрометцентр России прогнозирует, что бархатный сезон в этом году продлится до середины октября, что на две недели дольше обычного.
Кроме того, осенью увеличивается спрос на топливо со стороны сельскохозяйственных предприятий. По данным "Агроинвестора", из-за нехватки топлива и высоких цен некоторые хозяйства не могут проводить сезонные полевые работы. Высокий туристический поток и большое количество аграрных предприятий в южных регионах усиливают дефицит топлива, как отмечает доцент Финансового университета при правительстве России Дмитрий Морковкин.
Реакция властей
Российские власти признают наличие проблем на рынке, но рассматривают ситуацию как контролируемую. Они уже принимают ряд антикризисных мер, некоторые из которых уже внедрены, а другие находятся на стадии обсуждения.Ограничение экспорта. В конце сентября правительство России продлило запрет на экспорт бензина и дизеля до конца 2025 года. Это ограничение ранее касалось лишь трейдеров, но в конце июля было распространено и на производителей нефтепродуктов. Также до конца года запрещен экспорт дизеля и другого топлива, включая приобретенные на биржевых торгах.
Стимулирование импорта. Власти намерены сделать импорт более привлекательным для стабилизации внутреннего рынка. В конце сентября Совет Евразийской экономической комиссии отменил таможенные пошлины на ввоз бензина, дизеля и других нефтепродуктов в ЕАЭС.
Согласно информации "Коммерсанта", правительство планирует также обнулить ввозные пошлины 5% на бензин из Китая, Сингапура и Южной Кореи, что должно помочь стабилизировать рынок на Дальнем Востоке и перенаправить бензин, произведенный на сибирских НПЗ, на запад.
Кроме того, планируется увеличить импорт топлива из Беларуси — с 45 до 300 тысяч тонн в месяц. По данным Forbes, поставки дизеля из Беларуси увеличились с 9 500 тонн в июле до 38 700 тонн в сентябре.
Снижение себестоимости производства. Как выяснил "Коммерсантъ", власти намерены разрешить использование монометиланилина в производстве бензина на полгода. Это присадка, повышающая октановое число, которая позволит снизить себестоимость на 10-15%, но может негативно сказаться на экологических показателях.
Увеличение объемов продаж. ФАС и Минэнерго могут рассмотреть возможность повышения минимальных нормативов биржевых продаж бензина, пишет РБК. В настоящее время нефтяные компании обязаны выставлять на биржу не менее 15% от произведенного топлива. В условиях высокого спроса эти объемы быстро раскупаются, что поднимает цены. Регуляторы рассматривают возможность увеличения этой планки до 17%.
Перенос плановых ремонтов.
Минэнерго рекомендовало нефтеперерабатывающим заводам пересмотреть графики ремонтных работ. Например, "Газпром-нефть" отложила ремонт Омского НПЗ для стабилизации топливного рынка.
Прогнозы по ценам на бензин
Эксперты ожидают, что принимаемые меры вместе с окончанием высокого сезона помогут стабилизировать рынок, но системная проблема останется нерешенной.Аналитики "ОМТ-консалт" считают, что упрощение импорта в долгосрочной перспективе поможет восстановить запасы на нефтебазах и создать резерв на случай нового дефицита.
Экономист Григорий Баженов предполагает, что в октябре ситуация нормализуется, так как исчезнет резкий всплеск спроса. Кроме того, он указывает, что объемы поставок через биржу обычно значительно увеличиваются с октября по декабрь. Однако Баженов предостерегает, что ценовое регулирование розницы в России может снижать стимулы для владельцев заправок снижать цены, когда это возможно. "Нестабильная маржинальность не позволяет в среднем по году окупать инвестиции, что приводит к недостаточному количеству новых АЗС и нехватке их на важных федеральных трассах", — добавляет он.
Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, также считает, что рост цен в ближайшие месяцы будет менее выраженным по сравнению с летом из-за снижения спроса. Экономист Николай Кульбака соглашается с мнением, что риск дефицита бензина останется до тех пор, пока государство будет продолжать ограничивать рост цен на топливо.
Кирилл Бахтин, старший аналитик "БКС Мир инвестиций", указывает на риски новых атак БПЛА, что затрудняет прогнозирование решения проблемы дефицита бензина.
Максим Дьяченко из "Пролеума" считает, что эффективность запрета экспорта в текущих условиях ограничена, так как бензин все еще может поставляться в "дружественные" страны: Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Армению и Монголию. По мнению эксперта, в ближайшее время рынок ожидает новый вызов — уход дешевого летнего дизеля, который будет заменен более дорогими зимними сортами, что создаст трудности для независимой розницы.
Сергей Кауфман из ФГ "Финам" считает, что ожидаемое повышение НДС до 22% неизбежно приведет к дальнейшему росту цен на бензин и дизель в январе 2026 года. "Независимые АЗС уже находятся в кризисном состоянии и не смогут покрыть дополнительные налоги за счет своей маржи", — подчеркивает эксперт.
Читайте также:
