Светлячки и фонари: как навязанные качества активируют в нас другого человека

Воспитательный сценарий — это форма, которую мы будем носить всю жизнь, словно вторую кожу. Это наш образ жизни, способ взаимодействия с окружающей реальностью, соответствующий нашей глубинной сущности. Даниэле Новара, известный итальянский психолог и педагог, автор книги «Я не буду твоей копией», рассказывает, почему важно вовремя отделить воспитание от воспитательного сценария.
Различия между психология и педагогикой
Существует историческая диалектика, связывающая психологию и педагогику, которая поднимает нас к философским и идеологическим размышлениям. Педагогика сосредоточена на воспитательных процессах, в то время как психология исследует структуру личности и формирование индивидуума как целостного существа. Хотя такое утверждение может показаться упрощенным, важно помнить, что психология также затрагивает воспитание, особенно в области психологии развития.
Между этими дисциплинами существует важное эпистемологическое различие: они представляют собой разные области науки.
Почему это важно? Признание того, что определенные поведенческие аспекты человека не являются исключительно психологическими или генетическими, а имеют ярко выраженную воспитательную составляющую, может стать полезным инструментом для психологов и психотерапевтов. Сосредоточение только на психических элементах может привести к искажению реальности.
Примером может служить жизнь Франца Кафки, чья глубокая депрессия была неразрывно связана с его отцовским воспитанием. Этот аспект имеет антропологические, исторические и культурные корни, которые формируют его индивидуальность. Меня всегда тревожило, что многие недооценивают влияние воспитания, полагая, что личность формируется только генетическими или психологическими факторами. Воспитание — один из ключевых элементов.
Случай с будущей отличницей
Я консультировал семью, в которой воспитываются трое детей с необычным подходом к образованию, управляемым бессознательными механизмами. Родители рассказали, что младшая дочка проявляет интерес к чтению. Но можно ли утверждать, что первоклассник действительно любит читать? Здесь важен сценарий, по которому родители ожидают, что она будет отличницей и гордостью семьи. Два старших ребенка имеют разные подходы: один нацелен на работу, а другой учится без особой мотивации.
Эти модели поведения формируются родителями с раннего детства. Иногда воспитательный сценарий пересекается с концепцией ложного «я», которую предложил британский психоаналитик Дональд Винникотт. Он подчеркивал различия между ложным и истинным «я». Первое возникает из необходимости угождать родителям и формируется в первый год жизни, когда ребенок приспосабливается к требованиям неадекватных родителей. Эта теория, выдвинутая в 1950-х годах, остается актуальной и сегодня.
Стремление к обретению истинного «я» — это процесс, который требует осознания, что мы носим «одежду», сшитую другими. Надо различать светлячков и фонари, чтобы избежать наивной убежденности, что мы существуем в полной свободе, как грибы в лесу, где все принадлежит нам.
Мы не должны зацикливаться на мысли, что все зависит только от внешних обстоятельств; лучше сосредоточиться на нашей способности делать осознанный выбор. Воспитание — это не случайность, а то, что должно быть принято как часть нас самих, даже если это болезненно. Принятое решение может изменить жизнь. Осознанность и освобождение от фатализма подразумевают признание сущности воспитания и его трансформацию, как змея меняет кожу. Мы должны обрести то, что действительно наше.
Как это проявляется?
Воспитательный сценарий формирует каждого из нас, определяя наше воспитание.
Вернемся к традициям деревенской жизни. В крестьянских семьях много детей, и каждый предназначен для своей роли: кто-то работает на земле, кто-то ухаживает за пожилыми родственниками. В семье моего отца моя тетя заботилась о своих родителях до конца их жизни. Это типичный воспитательный сценарий.
В таких семьях часто женщины заботятся о младших братьях и сестрах; один из мальчиков становится священником, а одна из девочек — монахиней. Если это не воспитательные сценарии, то что тогда?
Особенность этих историй в том, что они часто остаются незамеченными, хотя оказывают влияние на нас на протяжении многих лет.
Воспитательный сценарий прячется и становится частью нашей сущности. Тем не менее, его можно распознать.
Анализ принятия решений может помочь увидеть, как воспитательный сценарий влияет на наш выбор. Он тянет нас в определенном направлении, лишая возможности действовать автономно. Например, если я меняю работу и чувствую недовольство, я могу понять, что мой выбор обусловлен воспитательным сценарием, который требует, чтобы я всегда был полезным. Это убеждение, сформировавшееся в детстве, может оказаться неуместным.
Проблемы, связанные с воспитательными сценариями, часто недооценены. Игнорирование этих аспектов может замедлить развитие общества в целом.
Триггер и воспитательный сценарий
На первый взгляд, воспитательный сценарий может напоминать триггер — специфический эмоциональный опыт, возникающий в ответ на прошлые переживания. Это реакция, связанная с ранее пережитой травмой, которая активируется в определенных ситуациях, особенно конфликтных. Эпизоды детства всплывают в памяти во взрослой жизни, когда мы сталкиваемся с определенными словами или переживаниями. Воспитательный сценарий, как и триггер, формируется в детстве, но он проявляется в нашем поведении, решениях и планах, а не просто в эмоциях. Это основа нашей жизни и глубинной сущности.
Идентифицировать триггер довольно просто, в то время как воспитательный сценарий гораздо сложнее распознать, так как он становится частью нашей внутренней структуры, как цвет глаз. Мы воспринимаем его как должное и не замечаем, поэтому освободиться от него бывает трудно.
В некоторых семьях все еще встречается сценарий «козла отпущения», хотя и реже, чем раньше. Наличие в доме "неправильного" члена семьи может служить способом избежать осознания внутренних проблем. Ранее такие случаи приводили к заполнению психиатрических больниц. Перенос всех бед на одну точку системы позволяет ей сохраняться, подобно подпоркам. Уберите их — и все рухнет.
Словно одержимый
На консультации родители рассказывают о своих четырех детях, появившихся с небольшим интервалом. Они утверждают, что все в порядке, кроме третьего сына, пятилетнего мальчика. Мать говорит: «Он словно одержимый», а отец добавляет: «Мы не знаем, что с ним делать. Он не слушает и не понимает нас. Остальные дети нормальные, а вот Маттиа…» и даже говорит о возможных психиатрических проблемах в семье.
После анализа семейной ситуации становится ясно, что и другие мальчики не так уж хороши. Однако это не меняет отношения родителей к третьему ребенку, который стал объектом негативной проекции. То же самое происходит и в школах, где одного ученика назначают «паршивой овцой», чтобы остальные могли жить спокойно. В то время как триггер связан с реакциями, воспитательный сценарий маскируется, создавая иллюзию свободы. Он незаметен, и мы можем не осознавать его существование, но он всегда с нами, как тень.
Воспитательный сценарий может также уходить корнями в генеалогическое древо, связывая индивидуумов с родителями и предками.
Анализ генеалогического древа может выявить повторяющиеся мотивы, которые влияют на наше поведение. Эти отголоски прошлого могут подталкивать нас к решениям, не всегда нашим собственным, а скорее отражающим опыт предков. Раньше было обычным давать детям имена в честь родителей, чтобы никто не отклонялся от проторенного пути.
Ситуации, которые мы обсуждаем, кажутся простыми, но часто их сложно заметить и осознать. Семейная история полна сюрпризов и повторяющихся паттернов, которые помогают нам лучше понять самих себя.
Удушающий пузырь
Взрослая дочь семьи оказывается на грани разрушения.
Она бездумно тратит деньги родителей, увлекается наркотиками и алкоголем… Родители бессильны, так как она достигла совершеннолетия.
В ходе беседы выясняется, что каждый из родителей пережил потерю сестры-подростка в результате трагических событий. Эти травмы наложили отпечаток на семейную память.
Поведение девушки стало результатом синдрома выжившего. Она оказалась в пузыре гиперопеки и тревоги и отчаянно пытается выбраться, чтобы жить самостоятельно.
Мы часто оказываемся под воздействием мощных потоков, над которыми не имеем контроля. Однако важно сделать все возможное, чтобы справиться с ними и выйти на берег.
Подробнее о книге «Я не буду твоей копией» читайте в базе «Идеономики».
Обсудим?
Смотрите также: