Пароходы на Иссык-Куле — как они появились? Архивные фото

Корреспондент Turmush выяснил, когда и как было основано пароходство в данном регионе.
Согласно архивным данным, пароходство в Иссык-Кульской области начало свою историю в 1900-х годах. Среди первых владельцев пароходов был торговец по имени Сулайманов, который владел двумя судами: одномачтовым, вмещающим 300 тонн, и трёхмачтовым.
В селе Жаргылчак он организовал завод по переработке древесины, и с помощью парохода отправлял готовую продукцию в Рыбачье (ныне известен как Балыкчы), а оттуда — в Пишпек (современный Бишкек).
В 1924 году в Тюпском заливе сельскохозяйственная коммуна построила два моторных катера — «Коммунар» и «Красный восток», каждый из которых мог перевозить 6-8 тонн различных грузов, включая строительные материалы и сельскохозяйственную продукцию.
С увеличением сельскохозяйственного производства и легкой промышленности возрастал интерес к водному транспорту.
В 1925 году в Рыбачьем было учреждено Иссык-Кульское государственное пароходство (главное управление находилось в Ташкенте), а через год была построена пристань в Караколе.
В 1926-м в Чоң-Жаргылчаке были спущены на воду пароходы «Прогресс» и «Пионер», каждый из которых имел грузоподъемность 200 тонн. Они начали свою работу в 1927 году, совершая рейс Рыбачье — Каракол за пять суток.
В это время активно развивались торговые отношения с Китаем, и пароходы использовались для доставки товаров и нефтепродуктов из Рыбачье в Каракол, а также для обратной отправки шерсти и другого сельскохозяйственного сырья в Китай.
В 1929 году в области стали открываться пункты для приема зерновых и организовываться колхозы, что создало дополнительные предпосылки для развития водного транспорта. Объем грузоперевозок на тот момент составил 12,8 тыс. тонн.
С увеличением объема перевозок возникла необходимость в новых пароходах.
В 1931 году в Караколе был введён в эксплуатацию теплоход «Советский Кыргызстан» с грузоподъемностью 420 тонн, для его строительства были приглашены специалисты из Горького (ныне Нижний Новгород). В том же году также начал работать теплоход «Пятилетка» на 200 тонн.
В 1933 году был запущен теплоход «Пионер», который перевозил пассажиров. Курорты открылись в селах Кой-Сары, Тамга, Джети-Огуз и Ак-Суу, что привело к росту числа отдыхающих. 1 сентября 1935 года появился теплоход «Киров».
С развитием экономики Кыргызстана объем перевозок увеличивался: в 1931 году — 29,6 тонн, в 1932 — 36,5 тонн, в 1934 — 41,6 тонн, в 1935 — 50,6 тонн, и в 1936 — 56,5 тонн.
В 1937 году поступили теплоходы «Комсомол» и «Обь», которые начали свою работу в 1938 году. Ранее, в 1936 году, в совхозе «Тамчы» был введён в эксплуатацию теплоход «Ысык-Көл» на 75 тонн.
Во время Великой Отечественной войны, начиная с 1941 года, пароходы использовались для перевозки необходимых товаров на фронт. В 1939 году было перевезено 18 тыс. тонн зерна, а в 1941 — 30,8 тыс. тонн. С 1941 по 1945 годы также увеличилось число пассажиров, и на водном транспорте перемещали солдат и эвакуированных граждан. Так, в 1941 году было перевезено 3,5 тыс. человек, а в 1943 — уже 45,3 тыс. человек.
После окончания войны, с вводом в эксплуатацию железной дороги Быстровка — Рыбачье, пароходы стали заниматься только грузовыми перевозками. В регионе начали строиться мясные и молочные комбинаты, а также угольная шахта «Жыргалан» и цементный завод «Күрмөнтү», что способствовало увеличению объемов грузов.
Однако после распада Советского Союза водный транспорт стал экономически невыгодным, что привело к разрушению налаженных хозяйственных связей и снижению грузооборотов.

Читайте также: