«Манасчынын тарыхы»: История манасчы Мамека Токторбай уулу
Биографии манасчы представлены в хронологическом порядке, а поэтические вставки добавил манасчы Рысбай Исаков, который занесен в Книгу рекордов Гиннесса за свое 124-часовое исполнение эпоса «Манас».
По словам Нурбека Талантбекова, манасчы — это не просто форма развлечения или искусство, исполняемое под музыку.
«Искусство манасчы и сам мир «Манаса» обладают уникальными качествами, которые до сих пор не полностью исследованы. Это подтверждается мифами, оставшимися в истории, и событиями, свидетелями которых мы являемся. Эпос «Манас» вдохновлял героев на великие свершения и на защиту своего народа и земли. Слова манасчы обладают мощным воздействием, и такие личности, как Байтик, а также сильные духом люди, как Кыдыр Аке, считали почетным поддерживать и развивать сказительство», - отметил он.
Вопрос о том, сколько имен манасчы сохранилось до нашего времени и сколько осталось неизвестными, остается открытым. Даже сегодня общественность не знает точного числа манасчы.
Автор книги подчеркнул, что его цель — донести до народа имена всех манасчы, и что список будет дополнен в следующих изданиях.
В новой рубрике АКИpress «Манасчынын тарыхы» мы будем делиться историями жизни и творчества каждого из 150 манасчы.
Токторбай уулу Мамек (1829-1904)
Манасчы Мамек Токторбай уулу родился в Таласской долине, в селе Ак-Жар, и принадлежал к племени Кушчу. Он был потомком Олжочу, брата знаменитого героя Бүргө баатыра. Его старший брат Жантакбай прославился мастерством игры на комузе, и именно у мастера Назара Эмил уулу Мамек впервые узнал о великом эпосе «Манас».
Внук Мамека, Жумадил, описывал судьбоносный момент, когда его дед впервые соприкоснулся с миром «Манаса»:
«Это было осенью, когда люди возвращались с летних пастбищ, готовясь к холодам. Мамек снова пошел в лес за дровами, как обычно, чтобы обеспечить семью. Устав, он присел отдохнуть под старым деревом и вскоре заснул. В этот момент ему явился высокий мужчина в белом чепкене с мечом на поясе и кожаным мешком на плече. Его голос был глубоким и настойчивым: «Ты, должно быть, устал. Вот тебе таруу, съешь её и твоя сила вернется». Мамек принял дар, и, едва коснувшись еды, почувствовал прилив сил. Тогда таинственный гость произнёс: «Ты слышал о Манасе? Я один из тех, кто его знает. Бакай послал меня к тебе, он помнит нас и хочет, чтобы ты не забыл. Если не начнёшь сказывать, не вини никого». И в этот миг незнакомец исчез.
Мамек проснулся с учащенным сердцем и сбитыми мыслями. Он никогда не думал о «Манасе» серьезно. С удивлением и трепетом он взялся за Коран, сел в тишине и начал молиться. Затем, осторожно погрузив дрова на спину вола, он вернулся домой.
В ту ночь ему приснился эпос, и он начал сказывать «Манас», словно наяву. Утром его молодая жена сказала: «Ты всю ночь рассказывал «Манас»». Мамек не мог поверить своим ушам, но вскоре и его родители стали свидетелями его ночных рассказов. На следующий день состоялся обряд түлөө, и перед собравшимися людьми Мамек впервые произнес слова, воспевая героические подвиги Манаса. Его передали под опеку Назара с просьбой: «Возьми этого мальчика под своё крыло». С тех пор Мамек не расставался с учителем и стал известным манасчы.
Манасчы Рысбай Исаков выразил мнение о творчестве Мамека Токторбай уулу так:
Илгери максат – үмүттүр,
Ишке ашпай калса – күйүттүр.
Күтүүсүз келген ооматка,
Күйүттөр тизе бүгүптүр.
Кыялы кабыл болгондун,
Кыябы Күндөн бийиктир.
Ашканын тилек жүзөгө,
Айтылган кептен билип жүр.
Башында Мамек манасчы,
Башкача ойго үңүптүр.
Кароолчу болуп, күмбөздү,
Кайтарып эле жүрүптүр.
Манасчы болом деп жүргөн,
Максаты жанган биликтир.
Кудайдан болуп жөлөмө,
Кут өнөр бойго кириптир.
Обсудим?
Смотрите также: