Главные новости » Общество » Члены рабочей группы по доработке проекта закона о СМИ обратились к президенту
Общество

Члены рабочей группы по доработке проекта закона о СМИ обратились к президенту

104

«Новые поправки игнорируют вложенный труд, экспертные оценки и принципы открытого диалога, положенные в основу реформы»


Участники рабочей группы, сформированной в марте 2024 года по инициативе президента Кыргызской Республики, Садыра Жапарова, выразили свои опасения относительно новых изменений в законопроекте о средствах массовой информации, находящемся на стадии второго и третьего чтений.

Мы приводим полное обращение.

«Наша цель — добиться того, чтобы новый закон обеспечивал баланс интересов государства и общества, защищая основные права граждан, включая свободу выражения, свободу слова и право на получение и распространение информации, которые закреплены в Конституции Кыргызской Республики.

Работа над проектом началась в 2022 году и длилась более двух лет, основываясь на экспертных консультациях, политическом диалоге и общественном обсуждении. В начале 2024 года состоялась открытая встреча с президентом, которая дала новый импульс этому процессу.

Эта встреча стала важным этапом в формировании современной медиа политики, направленной на защиту свободы слова и создание сбалансированной законодательной базы, основанной на принципах прозрачности и вовлечения гражданского общества. В марте 2024 года, по итогам встречи, Министерство культуры инициировало создание рабочей группы, в которую вошли представители Администрации президента, государственных органов, депутаты Жогорку Кенеша, независимые эксперты и медиасообщество.

В результате совместных усилий появилась шестая версия законопроекта, в которой были учтены разнообразные мнения и предложения, полученные в ходе обсуждений. Этот текст стал компромиссным решением, которое учитывало как задачи правового регулирования, так и обязательства Кыргызстана по соблюдению прав человека. Он предусматривал добровольную регистрацию интернет-изданий, прозрачные процедуры, усиливал защиту источников информации, запрещал цензуру и вводил гарантии против произвольного вмешательства в редакционную деятельность.

После успешного первого чтения законопроекта в парламенте прошло парламентско-общественное слушание с участием различных заинтересованных сторон, включая медиа, экспертов, госорганы и международные организации. Это позволило обсудить ключевые аспекты закона и подтвердить его соответствие принципам открытого регулирования.

В процессе подготовки ко второму чтению мы надеялись на возможность точечных правок, однако не ожидали кардинальных изменений в концепции проекта, и именно в этом направлении продолжалась работа рабочей группы и гражданского сектора.

Следует подчеркнуть, что международные правозащитные организации, включая Специального докладчика ООН по свободе выражения, Венецианскую комиссию и ОБСЕ, ранее выражали серьёзные замечания к предыдущим версиям закона. В числе этих замечаний — обязательная регистрация онлайн-СМИ, чрезмерные полномочия госорганов в регулировании редакционной политики и отсутствие независимого контроля. Все эти проблемы были учтены, и шестая версия значительно улучшила ситуацию, приближая проект к международным стандартам.

Тем не менее, 16 июня 2025 года на заседании Комитета по социальной политике Жогорку Кенеша произошли изменения. Во втором чтении были внесены поправки, которые фактически отменяют ранее достигнутые соглашения и компромиссы. Включены нормы о обязательной регистрации всех цифровых платформ, включая веб-сайты и блоги, независимо от их регулярности и цели. Также введён запрет на участие иностранных граждан и юридических лиц в учреждении СМИ с долей более 35%, без учета коммерческих и общественных интересов.

Особую тревогу вызывает поправка, наделяющая кабинет министров Кыргызской Республики исключительными полномочиями по определению порядка регистрации, перерегистрации и закрытия СМИ. Это положение может привести к монополизации регулирования и рискам злоупотребления властью, подрывая принцип разделения властей, поскольку такие решения должны приниматься на уровне закона с участием парламента и судебной власти.

На сегодняшний день, с момента заседания Комитета 16 июня, официальные результаты обсуждения законопроекта и решения Комитета по социальной политике ещё не опубликованы. Это нарушение регламента Жогорку Кенеша, который требует прозрачности парламентских процедур. В результате, общественность и участники рабочей группы вынуждены опираться лишь на стенограмму обсуждения, что не позволяет получить надёжную информацию о сути изменений и процессе их утверждения.

Предлагаемые изменения не только противоречат достигнутому консенсусу в рамках рабочей группы, но и фактически возвращают законопроект к прежним спорным положениям, о которых говорилось до встречи с президентом в начале 2024 года. Это вызывает недоумение среди профессионалов и гражданского общества, поскольку пренебрегает вложенными усилиями, экспертными оценками и принципами открытого диалога, которые легли в основу реформы.

Ситуация вызывает особую тревогу, так как возможное принятие законопроекта в его текущей редакции не только противоречит духу Конституции Кыргызской Республики, но может ухудшить медиасреду, ограничить плюрализм, углубить самоцензуру и усилить административное давление на независимые редакции. Мы считаем недопустимым передавать кабинету министров полномочия, касающиеся фундаментальных прав и свобод, включая право на распространение информации, без чётких гарантий и надзора. Эти нормы нарушают принцип правовой определённости и открывают путь для произвольного вмешательства, что прямо противоречит статьям 20, 31 и 33 Конституции Кыргызстана.

В связи с вышеизложенным, мы призываем президента Кыргызской Республики обратить внимание на сложившуюся ситуацию и восстановить конструктивный диалог, начатый в начале 2024 года. Мы также обращаемся к торага Жогорку Кенеша и депутатам с просьбой вернуть проект закона «О средствах массовой информации» на дальнейшую доработку во втором чтении, учитывая рекомендации международных институтов, выводы независимых экспертов и текст шестой редакции, разработанной рабочей группой. Мы предлагаем провести расширенные парламентские слушания с участием представителей СМИ, правозащитного и экспертного сообщества, а также профильных государственных органов для обеспечения подлинно демократического обсуждения будущего правового регулирования в медиа-сфере.

Медиасектор и профессиональное сообщество готовы к дальнейшей работе и конструктивному диалогу. Мы уверены, что только соблюдение процедур, уважение к совместным усилиям и приоритет конституционных гарантий помогут принять закон, который будет служить интересам общества, государства и каждого гражданина Кыргызской Республики», — говорится в обращении.

Под обращением подписались члены рабочей группы:

Ниязова М. М. — член медиаплатформы Кыргызской Республики
Оторбаев Кубат — редактор информационного агентства «Азаттык»
Аманбеков Семетей — главный редактор информационного агентства «Exclusive.kg»
Темирчиева Гладис — руководитель информационного агентства «Vesti.kg»
Маслова Дина — руководитель информационного агентства «Кактус медиа»
Сыдыков Нурбек — юрист Института «Медиа Полиси»
Эргешбаева Таттуубубу — независимый юрист
Джумабаев Авланбек — медиаконсультант
Кайыргул Орозбай кызы — генеральный директор мультимедийного информационного агентства «Говори»
Ложников Дмитрий — генеральный директор телерадиокомпании «NEXT TV»
Абдыкеримова Нургуль — директор общественного объединения «Центр медиа развития»
Дуйшенбеков Нурдин — председатель правления общественного объединения «Журналисты»
Алагушев Акмат — заместитель директора Института «Медиа Полиси»

Фото: www
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт topnews.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК