Более 70 активистов подписали петицию к президенту КР о сохранении НЦПП
В своем обращении активисты подчеркнули, что данный шаг затрагивает не только судьбу НЦПП, но и жизни тысяч людей, находящихся за решеткой. Они отметили важность данного института в том, как государство реагирует на страдания и просьбы о помощи, которые часто остаются без внимания за закрытыми дверями учреждений.
Активисты также напомнили, что согласно статьям 64 и 70 Конституции, президент страны обладает правом наложить вето или вернуть законопроект на повторное рассмотрение, если он противоречит основным положениям Конституции или международным договорам, участником которых является Кыргызстан. «В данном случае такие основания налицо», — заявили они.
В петиции указано, что в 2012 году Кыргызская Республика учредила уникальный для региона орган — национальный превентивный механизм, что подтверждает стремление государства к борьбе с пытками.
Создание данного института, а не простого объединения функций омбудсмена, было вызвано необходимостью создания эффективного государственного механизма, полностью независимого в юридическом, функциональном и финансовом плане. За 12 лет своей работы НЦПП осуществил более 12 тысяч визитов в места лишения свободы, большинство из которых были внезапными. Центр зафиксировал свыше 1700 случаев пыток и жестокого обращения, предоставив более 700 рекомендаций, из которых около 60 процентов были реализованы государственными органами.
Благодаря упорной работе НЦПП были значительно улучшены условия содержания в десятках учреждений, включая санитарные условия и соблюдение прав человека. Условия в местах, находящихся под наблюдением, теперь соответствуют минимальным стандартам, установленным Уголовно-исполнительным кодексом и Правилами Нельсона Манделы, как отмечается в обращении.
Активисты также указали на изменения в политической воле, благодаря которым внимание к гражданам, находящимся в закрытых учреждениях, стало значительно более серьезным. Число заключенных в стране сократилось с 18 тысяч до 6200, при этом количество женщин в местах лишения свободы уменьшилось с 800 до 200. Четыре колонии-поселения с тяжелыми условиями были закрыты, а три оставшиеся начали модернизацию.
«Новые учреждения были построены, включая СИЗО в Джалал-Абаде и колонию-поселение в Базар-Коргоне. В колонии в селе Беловодском завершился капитальный ремонт, и условия содержания теперь соответствуют стандартам, исключающим жестокое обращение. Детская колония готовится к закрытию, и дети будут переведены в условия, соответствующие международным нормам. НЦПП также активно работал над консолидацией усилий различных государственных органов для проверки прав граждан, находящихся в СИЗО и колониях», — говорится в петиции.
Активисты отметили, что НЦПП улучшил доступ к медицинской помощи через ресурсы гражданского здравоохранения, а также построил новую больницу в системе ГСИН и расширил возможности получения медицинской помощи от гражданских врачей в пенитенциарной системе. Кроме того, НЦПП внедрил международные стандарты медицинского документирования случаев пыток и насилия, основываясь на Стамбульском протоколе.
«Эти достижения имеют реальное значение для людей и стали возможны благодаря независимому мандату НЦПП и его системной работе, поддерживаемой государством, которое демонстрировало политическую волю к нулевой терпимости к пыткам. Упразднение НЦПП может свести на нет эти усилия и обесценить международное признание вклада Кыргызстана в борьбу с жестоким обращением», — подчеркивается в обращении.
По официальным данным, в 2024 году было зарегистрировано 151 обращение по фактам пыток, из которых в 95 процентах случаев было отказано в возбуждении уголовного дела. Только два дела дошли до суда.
«Благодаря независимым проверкам НЦПП было выявлено более 300 случаев жестокого обращения, а также зафиксированы случаи смертей в СИЗО и несоответствия медицинских заключений. Все это подтверждает необходимость эффективного мониторинга, который в данный момент выполняет лишь НЦПП.
Положение о ликвидации НЦПП было добавлено ко второму чтению законопроекта без предварительного обсуждения с профильными комитетами, гражданским обществом или самим центром. Законопроект не содержит переходных положений, не рассматривает судьбу текущих дел и графиков мониторинга, что может привести к правовому и институциональному вакууму в одной из наиболее чувствительных областей. Активисты подчеркивают, что нельзя разрушать существующий механизм без четкого плана перехода», — отмечают они.
Подписавшие петицию призывают президента сохранить НЦПП как отдельный институт, который служит наиболее эффективным механизмом предотвращения пыток.
Обсудим?
Смотрите также: