Уходят даже молодые: почему школы Кыргызстана теряют кадры

В преддверии нового учебного года в Кыргызстане наблюдается парадоксальная ситуация: школы остро нуждаются в кадрах, не хватает 947 учителей. На пресс-конференции, состоявшейся 26 августа, представители Министерства образования поделились этой тревожной информацией. К примеру, в школе №37 за лето покинули свои должности 15 педагогов.
Наибольший недостаток ощущается среди учителей точных и естественных наук, особенно в области математики. В столице молодые специалисты предпочитают трудиться в частных учебных заведениях или IT-компаниях. Кроме того, растет нехватка преподавателей русского языка, а за ними следуют историки. Ранее с учителями истории проблем не возникало, но в последние годы ситуация изменилась. В Минпросвещения уверяют, что уже ведутся переговоры с вузами для исправления этой ситуации.
Причины нехватки кадров в общеобразовательных учреждениях разнообразны. Это не только рыночные условия, но и менее очевидные факторы: низкая зарплата, высокая нагрузка и бюрократические трудности. Даже продолжительные летние каникулы не избавляют педагогов от работы — их вызывают для заполнения электронных досье учеников или прохождения обязательных курсов.
Ситуация осложняется переходом на 12-летнюю модель образования, который осуществляется на фоне обсуждений о создании единого образовательного пространства с Россией, инициированного президентом Садыром Жапаровым. Это подразумевает согласование образовательных стандартов и программ на всех уровнях — от детских садов до университетов.
В результате кыргызстанские школы начинают адаптироваться к западным стандартам, и не все педагоги готовы к таким изменениям. В прессе появляются сообщения о том, что в отставку уходят не только опытные учителя, но и молодые специалисты.
Министерство образования объявило о внедрении цифровых технологий в учебный процесс. Однако на практике возникают проблемы. Обещанные планшеты и ноутбуки от зампреда кабинета министров Эдиля Байсалова были переданы в недостаточном количестве, а низкокачественная техника досталась лишь немногим учителям, в то время как администрация школ получила более надежные устройства. Остальные педагоги вынуждены тратиться на оборудование из собственного кармана, что становится серьезной финансовой нагрузкой.
Проблема с интернетом также актуальна: в некоторых регионах связь нестабильна, а для работы электронных дневников требуется постоянное подключение. В многодетных семьях детям приходится делить один гаджет между собой, что создает дополнительные трудности.
Пожилые учителя, являющиеся опорой многих школ, переключаются на репетиторство, где меньше формальностей и больше уважения. Молодежь же, не справляясь с нагрузкой и требованиями, теряет мотивацию. Особенно в регионах, где женщинам-педагогам проще оставаться дома, чем работать за низкую зарплату.
Хотя официальные данные могут показывать более оптимистичные тенденции, представители педагогического сообщества выражают серьезные опасения по поводу реальной ситуации, которая может ухудшиться в начале учебного года.
Новые требования к знанию кыргызского языка также стали вызовом. Президент недавно подписал закон, который обязывает знать государственный язык на уровне В1 с 2026 года для большинства профессий, включая преподавателей.
Важно отметить, что большинство учителей-предметников являются выпускниками советской школы, для которых кыргызский язык не является родным. Большая часть учебных материалов и методик была разработана на русском языке. Введение языковых требований без адаптации методической базы и подготовки может привести к оттоку квалифицированных специалистов и закрытию русскоязычных классов, что особенно критично для регионов с многоязычным населением.
Эксперт и экс-депутат Жогорку Кенеша Евгения Строкова подчеркивает, что проблема нехватки квалифицированных кадров в образовании существует давно. Она считает, что новый закон о государственном языке не является единственной причиной ухудшения ситуации, так как нехватка учителей наблюдается и в кыргызских школах. Основные причины — это низкие зарплаты и невысокий социальный статус учителя, что приводит к недооценке профессии в обществе.
Строкова предлагает ориентироваться на страны, где профессия учителя пользуется высоким уважением, например, на Турцию. Она подчеркивает, что многие педагоги не справляются с нагрузками и покидают профессию, и это создает замкнутый круг. В результате в школы приходят менее квалифицированные специалисты, что приводит к снижению уважения со стороны родителей. Повышение статуса учителя и качественная подготовка кадров могут улучшить ситуацию и повысить уровень образования в целом.
Важно отметить, что в соответствии с переписью населения 2022 года, более 80% граждан Кыргызстана владеют русским языком в той или иной степени: 38% — свободно, 25% — уверенно, а 19% — используют его в повседневной жизни. Это означает, что большинство населения взаимодействует с документами, инструкциями и другими важными процессами именно на русском. Новый закон, фактически ограничивающий эти возможности, может не только усложнить жизнь, но и отменить право выбора. Теперь важные процессы, включая банковские соглашения и нотариальные процедуры, должны проводиться только на государственном языке, что не всегда удобно для граждан.
Разрушение двуязычной модели может иметь серьезные последствия: нехватка кадров в школах и госорганах, отток специалистов и снижение доступности качественного образования. Учитывая, что Россия остается важным партнером Кыргызстана в экономике и образовании, такое резкое ограничение может негативно сказаться на международных связях. Стремление к языковой унификации без диалога и подготовки может привести к социальной фрагментации и изоляции.

Читайте также: