Главные новости » Эксклюзив » Распространенная модель поведения признана когнитивным искажением
Эксклюзив

Распространенная модель поведения признана когнитивным искажением

219
Распространенная модель поведения признана когнитивным искажением

Скорее всего, вы не вернетесь — это объясняется психологическим феноменом, который до сих пор не был предметом глубоких исследований. Команда ученых из Калифорнийского университета в Беркли (UC Berkeley) решила восполнить этот пробел, проведя исследование, опубликованное в журнале Psychological Science.

Авторы работы обозначили это явление как отдельное когнитивное искажение, получившее название «нежелание возвращаться» (doubling-back aversion). Хотя это исследование стало первым в своем роде, оно опирается на предыдущие работы о других когнитивных искажениях, таких как эффект невозвратных затрат.
Все эти модели принятия решений относятся к одной категории, как объясняет главный автор Кристин Чо: «Они иллюстрируют, как люди принимают решения, которые могут считаться нерациональными».

В целях объяснения нежелания вернуться были предложены две основные причины:


  • чувство, что возврат аннулирует уже достигнутый прогресс,

  • убеждение, что возврат потребует больше усилий, чем продолжение текущего пути, так как придется «начинать все заново».


Для проверки своей гипотезы исследовательская группа провела четыре эксперимента с участием 2524 человек — студентов UC Berkeley и пользователей Amazon Mechanical Turk.

В некоторых тестах участники использовали виртуальную реальность для прохождения маршрута и выбора, стоит ли возвращаться. В других участники составляли список слов на одну букву и могли переключиться на более легкий вариант.

В первых двух экспериментах проверялось наличие эффекта, а в третьем и четвертом — какой из факторов (потеря прогресса или боязнь дополнительных усилий) имеет большее влияние на принятие решения.

Результаты:

Во всех тестах наблюдалось нежелание возвращаться; оба предложенных фактора оказывали влияние; разница между группами оказалась больше, чем ожидалось;

Например, в контрольной группе, где смена задачи не воспринималась как «возврат», 75% участников выбрали более легкий вариант. Однако когда выбор подавался как «возвращение», лишь 25% согласились на него.

«Я даже задумалась: «Неужели это ошибка? Как может быть такая разница?»» — делится своими впечатлениями психолог.

Причины того, почему несколько «шагов назад» мешают людям выбрать более эффективный путь, пока остаются неясными. Авторы исследования призывают к дальнейшим исследованиям, чтобы лучше понять причины и масштабы этого явления.

Тем не менее, осознание этой тенденции может стать первым шагом к более рациональным решениям.

«Надеюсь, что результаты помогут людям принимать более взвешенные решения. Иногда лучший способ двигаться вперед — это сделать шаг назад. Признать это непросто. Как показало исследование, это сложно для многих», — заключила Чо.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт topnews.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК