Главные новости » Общество » «Манасчынын тарыхы»: История манасчы Тыныбека Жапый уулу
Общество

«Манасчынын тарыхы»: История манасчы Тыныбека Жапый уулу

170
18 февраля в Национальном театре «Манас» состоялась презентация книги «Манасчылар», в которой собраны биографии и рассказы о жизни 150 манасчы за последние полтысячи лет. Работа была осуществлена под руководством манасчы и директора театра Нурбека Талантбекова.

В книге манасчы представлены в хронологическом порядке, а их истории обогащены стихотворными вставками, созданными манасчы Рысбаем Исаковым, который занесен в Книгу рекордов Гиннесса за рекитативное исполнение эпоса «Манас» на протяжении 124 часов.

Нурбек Талантбеков отметил, что манасчы — это не просто форма искусства, а явление с глубокими корнями, о котором наука все еще знает недостаточно. «Искусство манасчы и эпос «Манас» обладают уникальным качеством, которое до сих пор не изучено в полном объеме. Их влияние на людей и события, о которых сохранились мифы, невозможно переоценить. Слова манасчы вдохновляли героев на подвиги, и такие личности, как Байтик и Кыдыр Аке, считали своим долгом поддерживать и развивать искусство сказительства», - добавил он.

Неизвестно, сколько манасчы осталось в истории и сколько из них известно современным людям. Общество до сих пор не знает точного числа манасчы, существовавших в прошлом.

Автор книги подчеркнул важность своей миссии — донести до народа имена всех манасчы. В будущих изданиях планируется расширение списка.

В рамках новой рубрики АКИpress «Манасчынын тарыхы» мы подробно рассказываем о жизни и творчестве каждого из 150 манасчы.

Тыныбек Жапый уулу (1846-1902)

Тыныбек, родившийся в селе Кайнар на Иссык-Куле, стал выдающимся сказителем и основателем школы манасчы, подготовившим множество учеников. Он принадлежал к племени тынымсейитов.

Согласно народным преданиям, его отец, Жапый, был храбрым воином. В течение пятидесяти лет, после долгих страданий с женой Бопуй, они наконец-то стали родителями Тыныбека, имя которого символизирует крепкий дух и продолжение рода.

Когда Тыныбек был молод, он направлялся в Каракол и остановился на ночлег в месте, известном как Бир-Кулак. Там ему приснился необычный сон: он увидел загадочных людей на больших конях с оружием. В страхе он попытался убежать, но один юноша с огненными глазами, в верблюжьей шубе, позвал его. Этот юноша, представившийся героем во главе с Манасом, сказал Тыныбеку запомнить их и посвятить черную овцу духу Манаса, иначе он станет калекой. Тыныбек, кивнув, покорно воспринял его слова, и воины исчезли.

Проснувшись, он заметил, что его тело покрыто холодным потом, а вокруг остались следы, которые совпадали с его ногами. На следующий день он добрался до Шалбаа, где принёс в жертву черного барана. В этот момент он впервые произнес слово «Манас» и был так охвачен вдохновением, что потерял сознание, что ознаменовало начало его пути как сказителя.

Позже охотники, услышав его исполнение «Манас», сообщили его отцу Жапыйю. Отец организовал жертвоприношение в честь сына и призвал его делиться эпосом с народом. Вслед за этим Тыныбек был отправлен к известному Чоңбашу для обучения, где провел около полугода. Вернувшись, он пробыл на родине лишь две недели и вновь отправился к Чоңбашу, продолжая обучение у таких мастеров манасчы, как Келдибек и Акылбек. На вопрос о том, как он овладел «Манасом», Тыныбек отвечал: «Я собирал рассказы от каждого, дополняя их и улучшая эпос».

Тыныбек стал местным бием благодаря своим достижениям, и его талант был признан такими манапами, как Шабдан, Байтик, Чыныбай, Сооронбай и Өзбек. Однажды в саду Сооронбая, расположенном на юге Токмока, для него был организован 30-дневный марафон сказания эпоса.

Когда к нему приходили записывать «Манас», Тыныбек не раскрывался, так как не знал истинных намерений посетителей и делился лишь отдельными фрагментами «Семетея». В 1925 году Ишеналы Арабаев подготовил к печати отрывок из «Семетея», который был издан в Москве арабской вязью. Даже этот небольшой фрагмент демонстрирует силу поэтического таланта Тыныбека. В 1994 году Райкул Сарыпбеков перевёл и переиздал книгу на современном кыргызском языке.

До последних дней своей жизни Тыныбек продолжал рассказывать «Манас». Перед смертью он пел:

Ырдасам элим кубанган,

Даңкымды элге чыгарган.

Ырыскы болуп мен үчүн,

Дөөлөткө сыймык уланган.

Казганактаган калың журт,

Кануучу беле кумардан.

Баатырдын атын укканда,

Барлык эл сүйүп чакырган.

Тарыхый сөзүн угууга,

Далайлар киши чаптырган.

Таштабай айттым сөзүңдү,

Өзүмө өзүң тапшырган.

Тагдырга жакын болгон бейм,

Танып барам акылдан.

Кыргызга нускам калбады,

Кыраан Манас баатырдан.

Арманым ушул, калайык,

Арбактуу эрди таштабай,

Айтса экен элим артымдан!».

Тыныбек воспитал более пятнадцати выдающихся манасчы, таких как Чоюке, Сагынбай, Дыйканбай, Байбагыш, Деңизбай и Калыгул. Он основал школу сказителей, положившую начало этому уникальному устному искусству. Его ученики продолжили его дело и вырастили таких выдающихся манасчы, как Саякбай, Молдобасан, Багыш и Мамбет.

С именем Тыныбека связано множество народных преданий. Люди до сих пор говорят: «Когда Тыныбек начинал сказывать «Манас», он будто бы поднимался над землёй и иногда шагал по воде, как по суше». Говорят, что после его смерти в небе произошло лунное затмение, и местные жители до сих пор с трепетом вспоминают этот момент, утверждая, что «даже природа оплакивала великого сказителя».

В своих терме «Манасчылар» манасчы Рысбай Исаков воспел о Тыныбеке:

Узактан эмес, чукулдан,

Улама доор учурдан.

Ак куунун кебин кийгизип,

Айчүрөк кызды учурган.

Тыныбек жөнү тууралуу,

Тыңдайлы толуп купулдан.

Тоголок Молдо баш болуп,

Толгон жан окуп ушундан.

Наар алып биз да жүрөбүз,

Нарк кылып кеткен усулдан.

Өзгө жан эмес, Сагынбай,

Өзүнө устат тутунган.

Өнөрү чыны башкадан,

Өзгөчө болгон ушул жан.

Ал тургай шамы өчкөндө,

Ааламдан жаны көчкөндө,

Айтылган кепке таянсак,

Ай дагы көктөн тутулган.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт topnews.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК