Главные новости » Экономика » Интервью президента Ассоциации нефтетрейдеров КР о ситуации на рынке ГСМ
Экономика

Интервью президента Ассоциации нефтетрейдеров КР о ситуации на рынке ГСМ

Интервью президента Ассоциации нефтетрейдеров КР о ситуации на рынке ГСМ


Интервью с Канатбеком Эшатовым, президентом Ассоциации нефтетрейдеров КР.

- Канатбек Советбекович, каков годовой объём потребления ГСМ в нашей стране?

- В Кыргызстане этот объём составляет примерно полтора миллиона тонн в год.

- С учетом текущих тенденций, можно ли предположить начало топливного кризиса?

- Ситуация непростая, но называть это кризисом пока рано. Государство активно работает над этой проблемой, проводятся встречи и обсуждения на разных уровнях. Наша ассоциация также ищет возможные пути для диверсификации.

- Какой процент ГСМ импортируется из России?

- Более девяноста процентов топлива поставляется из России. В настоящее время отгрузка продолжается, но мы стремимся увеличить объёмы поставок. Конечно, есть и другие страны, откуда можно было бы закупить ГСМ, однако это приведет к резкому удорожанию, что негативно скажется на населении.

- Какие страны могут стать альтернативными поставщиками ГСМ для Кыргызстана?

- Мы рассматриваем возможность закупок из Ирана или Азербайджана. Однако в некоторых случаях существует законодательное ограничение, и мы обращаемся в правительство для их устранения.

- Россия предоставляет ГСМ Кыргызстану без пошлин, а с другими странами возникнут дополнительные вопросы по пошлинам и логистике...

- Верно. Казахстан, например, является нашим соседом, и логистика оттуда проще, но там действуют экспортные пошлины. В этом году правительство Казахстана немного ослабило ограничения, что дало возможность нашим нефтетрейдерам импортировать определённые виды топлива. Ассоциация нефтетрейдеров регулярно информирует правительство о возможностях оптимизации поставок, чтобы избежать резкого повышения цен и дефицита.

- Говоря о диверсификации, неоднократно упоминалось о переработке нефти на территории Кыргызстана. Как обстоят дела с этим вопросом?

- До пандемии внутреннее производство покрывало потребности в нефтепродуктах на уровне двадцати пяти процентов. В данный момент наши НПЗ проходят процесс модернизации. Ожидается, что к следующему году они начнут выпускать ГСМ более высокого экологического класса. Например, завод "Джунда" сможет обеспечить более половины потребностей страны в ГСМ. Также у нас есть небольшие заводы, которые в будущем помогут закрыть внутренние потребности.

- Учитывая нехватку местного сырья, придётся импортировать сырую нефть. Это может помочь снизить стоимость ГСМ за счёт внутренней переработки.

- Это наша основная цель. Казахстан, к примеру, добывает около ста миллионов тонн нефти, и восемьдесят процентов реализует на бирже. Если наши заводы начнут работать на полную мощность, это должно положительно сказаться на ценовой политике.

- Экологическая составляющая также имеет значение. Известно, что в страну поступает низкокачественное топливо, что вредит экологии и здоровью людей. Существуют ли нормы качества для такого топлива?

- Согласно соглашению о вступлении в ЕАЭС, с 2019 года наша страна должна была прекратить импорт топлива ниже класса К4 (Евро-4). Однако из-за недостаточной модернизации заводов нам продлили срок. Теперь же в рамках единого рынка ЕАЭС мы обязаны перейти на единый стандарт.

- Значит, низкокачественное топливо производилось в стране, а более качественное завозилось из-за границы?

- Да, если импортировалось топливо низкого класса, оно должно было перерабатываться на наших заводах для повышения качества. Только после этого оно могло поступать в продажу.

- В итоге, все эти годы ничего не делалось для улучшения ситуации?

- В настоящее время заводы модернизируются, и после этого импорт ГСМ ниже класса К4 должен быть прекращён.

- Глава Антимонопольной службы заявил о том, что предприниматели, по его мнению, необоснованно завышают цены на ГСМ. Он также отметил, что служба имеет план действий на этот случай и будет внимательно следить за ситуацией. Однако вскоре он сам признал, что с учетом существующих тенденций удерживать цены невозможно. Так ли это? Или мы что-то упустили?

- Антимонопольная служба плотно взаимодействует с нефтетрейдерами и знает все детали: объёмы, цены, транспортные расходы и налоги. Поэтому проблемы со сверхприбылью у нефтетрейдеров не возникает. Они работают в основном на поддержание своей деятельности. Глава службы, видя текущие цены, вынужден был сделать такой вывод, поскольку ситуация на рынке действительно сложная.

- Но зачем тогда делать подобные заявления, если служба всё равно в курсе происходящего?

- Не могу комментировать, но он отметил, что удерживать цены невозможно. Мы наблюдаем, что биржевые цены продолжают расти.

- Каковы ваши прогнозы? Будут ли цены на ГСМ продолжать расти?

- Да, полагаю, что рост цен продолжится, так как в России закрылись некоторые заводы на ремонт, а предложения от них сокращаются.

- Таким образом, нас ожидает новый виток инфляции, что приведёт к подорожанию продуктов питания?

- Именно поэтому наши компании ищут альтернативные пути поставок ГСМ, чтобы минимизировать негативные последствия для населения. Мы понимаем, что удорожание энергии приведёт к увеличению цен и в других секторах экономики. Надеемся, что смогли донести эту информацию до населения.

Беседовал Эрик ИСРАИЛОВ

Газета "Общественный рейтинг"

Читайте также:
Продолжая просматривать сайт topnews.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК