Главные новости » Общество » Образование кыргызстанцев и рынок труда: точки совпадения и расхождения
Общество

Образование кыргызстанцев и рынок труда: точки совпадения и расхождения

62
Образование рассматривается как основа для профессиональной деятельности, но многие кыргызстанцы сталкиваются с неожиданными трудностями на пути от диплома к реальной занятости. Исследование, проведенное headhunter.kg, охватило более 100 участников, чтобы определить, как обучение связано с карьерой и каковы причины переосмысления выбора профессии.

Каждый опрошенный мог выбрать несколько вариантов ответа.

Какой у вас уровень образования?
  • 52% - высшее (бакалавр/специалист).
  • 16% - среднее специальное (колледж, техникум).
  • 15% - среднее.
  • 12% - послевузовское (магистратура, PhD и т. п.).
  • 4% - неполное высшее.
  • 1% - другое.
Вывод: большинство опрошенных (64%) в Кыргызстане обладают высшим или послевузовским образованием, что подтверждает значимость академических квалификаций для будущего. В то же время 15% респондентов имеют лишь школьное образование, а 16% завершили колледж или техникум, что указывает на постепенное, но не безусловное доверие к традиционному высшему образованию как к отправной точке для карьеры.

Совпадает ли ваше образование с вашей текущей работой?
  • 30% - да, работаю строго по специальности.
  • 30% - нет, работаю в другой области.
  • 18% - да, в смежной области.
  • 13% - частично использую полученные знания.
  • 4% - затрудняюсь ответить.
Вывод: только одна треть респондентов (30%) трудится по своей специальности, в то время как 61% либо сменили область работы, либо применяют знания лишь частично. Это свидетельствует о высокой динамичности рынка труда в Кыргызстане, где важны гибкость и готовность к обучению новым профессиям.

Как вы считаете, насколько образование способствует успешной карьере?
  • 37% - зависит от личных качеств.
  • 34% - важно, но не основное.
  • 27% - это ключевой фактор.
  • 15% - нужно только для некоторых профессий.
  • 7% - не имеет значения.
Вывод: всего 27% участников опроса считают образование решающим фактором для карьерного успеха. В то же время 71% опрошенных отмечают, что образование является вспомогательным ресурсом, акцентируя внимание на личных качествах, настойчивости и способности адаптироваться к изменениям.

Как работодатели оценивают уровень образования при трудоустройстве?
  • 37% - да, но это не главный критерий.
  • 31% - да, это важный фактор.
  • 28% - только в отдельных отраслях.
  • 11% - скорее нет.
  • 6% - вообще не важно.
Вывод: только треть респондентов уверены в значимости диплома при трудоустройстве. Однако почти все участники опроса признают важность образования, с учетом особенностей разных секторов. В Кыргызстане, как и в других странах региона, наблюдается переход от формальных критериев к оценке реальных навыков.

Где вы получили образование?
  • 90% - в Кыргызстане.
  • 8% - в других странах СНГ.
  • 2% - в Европе.
  • 2% - не получал(а) образования.
  • 1% - в США.
  • 1% - в странах Азии.
  • 1% - другое.
Вывод: подавляющее большинство респондентов (90%) учились в Кыргызстане. Иностранные дипломы встречаются редко и чаще всего связаны с индивидуальными учебными программами. Это подчеркивает важность развития национальной образовательной системы и ее доступности для населения.

Если бы у вас была возможность выбрать образование заново, какой специальности вы бы отдали предпочтение?
  • 26% - IT и цифровые технологии.
  • 20% - бизнес, маркетинг, финансы.
  • 19% - производство, строительство, инженерия.
  • 16% - не стал(а) бы менять.
  • 13% - медицина, фармацевтика.
  • 13% - образование, психология, гуманитарные науки.
  • 9% - юриспруденция и госслужба.
  • 7% - творческие индустрии, медиа.
  • 3% - другое.
Вывод: 78% респондентов готовы рассмотреть возможность выбора другой специальности, если бы у них была такая возможность. Наибольший интерес вызывают сферы цифровых технологий, управления и инженерии, что указывает на растущий спрос на современные навыки и практикоориентированное образование в Кыргызстане.

Как вы относитесь к получению образования в онлайн-формате?
  • 40% - зависит от области, подходит не всем.
  • 34% - поддерживаю, это удобно и эффективно.
  • 23% - считаю, что традиционное обучение лучше.
  • 10% - не имею опыта, не могу оценить.
  • 8% - не воспринимаю онлайн-обучение всерьез.
Вывод: онлайн-формат становится все более популярным среди кыргызстанцев: 74% респондентов согласны или поддерживают удаленное обучение, в то время как почти четверть участников все еще предпочитают традиционное обучение. Это говорит о постепенном переходе к гибридным моделям, особенно в сферах, где важны практические навыки и взаимодействие между людьми.

Общий вывод

Академическое образование в Кыргызстане по-прежнему ценно, но все чаще рассматривается как стартовая площадка для карьеры, а не единственный путь к успеху. Большинство опрошенных не работают строго по своей специальности и открыты к изменениям в карьере.

Приоритетом становятся гибкость, современные навыки и стремление к развитию.

Растущее внимание уделяется IT, управлению и инженерии, в то время как онлайн-форматы становятся частью новой образовательной реальности.
Иллюстрация на главной странице: kisi.kz.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт topnews.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК